Сиддхартха Гаутама Будда

СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА)

(623–544 до н. э.)

Основатель одной из трех мировых религий - буддизма.

Имя Будда (с санскритского - просветленный) дано его последователями. В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах" существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Сиддхартха был сыном правителя народа шакья в северо-восточной Индии (в настоящее время Непал). С рождения ему была уготована судьба правителя. Правда, окончательный выбор оставался за ним. Однажды царице Махамайя, жене царя Шуддходама приснился вещий сон родит она сына и станет он либо правителем, либо садху (святым, отрекшимся от земного мира). Мальчик рос в роскоши, но его никогда не выпускали за пределы дворца Сиддхартха женился на прекрасной царевне Яшодхаре, подарившей ему сына. Вскоре он должен был наследовать трон. Однако, надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся. Таков удел всех людей, без исключения таков естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул "Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально?" Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает, как их избежать. Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочет стареть, но все стареют. Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь. Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Его поразило, что люди смирились со своей участью.

Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху - это "скиталец", считающий, что в том мире, в котором мы живем ("царство сансары"), невозможно обрести свой дом. Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как "продвижение" Сиддхартхи - он отказывается от мирской жизни и предается поискам истины. Сначала он занимается йогой. Усмирение плоти было для них необходимой предпосылкой духовного роста. Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течение шести лет. Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Говорят, что его слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.

Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания). Он снова начал принимать пищу, как раньше, вскоре последователи покинули его. Сиддхартха продолжал свои скитания в одиночестве, находил других учителей, но разочаровался во всех учениях.

Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джамбу, позднее названного в честь события деревом бодхи (то есть деревом просветления), Сиддхартха принял решение: "Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места".

Трудно представить, что происходит в сознании человека, который сидит неподвижно. Впрочем, это характерно для буддизма: истина обретается в молчании, и тишина значит больше, чем действие. Он сел в позу для медитации и необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Каким образом сознание может отвлекаться, красочно описано в буддийских текстах, где говорится об атаках Ямы, Господина Смерти, который понял, насколько важны осуществляемые Буддой усилия, и всячески стремился противостоять им, опираясь на свою власть. Будда должен был использовать все свое умение и призвать всю свою решимость, отважившись на подобную попытку, а это было совсем не легко. Все сомнения, колебания должны были быть отброшены. Тернистый путь внутренней борьбы был пройден - предстояла последняя битва. В ночь полнолуния в месяц весак (соответствующий маю в европейском календаре) Будда сконцентрировал свое сознание на всходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой: он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Описываемое событие называют "великим пробуждением". Истина открылась Будде во всем своем великолепии. Это было завершение поисков истины, которые предпринял Сиддхартха. Став Буддой, то есть абсолютно просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако, Будда все же начал излагать свое учение, впервые прочитав проповедь о дхарме в Сарнатхе, где случайно встретился со своими прежними спутниками. Первые слушатели были поражены его добродетелями. Образовалась первая буддийская община. Будда приступил к тому, что известно под названием "первой проповеди Будды", или, более образно, как "первый поворот колеса Дхаммы". Важны не только слова, с какими Будда обратился к своим слушателям, а та уверенность, которую он вдохнул в них и которая совершенно покорила их. Вначале пять бывших собеседников встретили его скептически - ведь это был тот самый Гаутама. Но, пораженные его уверенностью в себе, они стали приверженцами его учения.

Будда вел жизнь странствующего проповедника. С тех пор, когда на него в возрасте тридцати пяти лет снизошло просветление, он не знал покоя. Девять месяцев в году он проповедовал, переходя из одного места в другое, а три месяца, приходившиеся на период дождей, проводил в уединении.

Будда принимал пищу только раз в день. Если путь его пролегал через деревню, он принимал подаяния, затем уходил в манговую рощу на окраине деревни и обедал. После этого местные жители слушали проповеди Будды. С каждым днем сторонников его учения становилось все больше и больше, причем в его окружение входили люди из различных каст.

Его последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской деятельности ордена к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество стало быстро расти. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во время его проповеднической сорокалетней деятельности.

Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним было неоднозначным - он принимал женщин неохотно. В ответ на вопрос своего ученика Ананды о том, как монахи должны вести себя в присутствии женщин, Будда ответил: "Не разговаривать. Проявлять постоянную бдительность". Возможно, такие наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти слова должны быть положены в основу монашеского устава (Винаи), созданного Буддой.

Умер Будда в преклонном возрасте, отравившись пищей. Рассказывают, что он скончался в состоянии медитации, склонившись вправо и поддерживая голову рукой. Эта поза запечатлена в буддийской иконографии и трактуется как переход Будды в Паринирвану - нирвану без остатка, речь идет о состоянии, в котором он более не был подвержен перерождению. Произошло это недалеко от города Кушинагара, в лесистой местности. Умирая, Будда не назначил преемника. Казалось, он желал, чтобы сангха оставалась относительно неиерархической организацией. Перед смертью Будда, обращаясь к Ананде, сказал: "Не печалься, не плачь. Разве я не говорил тебе, что мы отделены, отрезаны от всего дорогого и любимого нами?. Ты долго служил мне, принося пользу, служил с радостью, искренне и безоговорочно, был предан мне телом, словом и мыслью. У тебя самого все получилось хорошо, Ананда. Не останавливайся на достигнутом, и скоро ты будешь освобожден". Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах", открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий к свободе от страдания. В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшему блаженству. Разъяснению и развитию этих положений посвящены все рассуждения и логические построения буддизма.

Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, неисполненность желания - словом, сама жизнь во всех ее проявлениях, - вот что такое страдание. В буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств - все это считается сковывающими человека цепями. Таким образом, страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.

Вторая "благородная истина" - источником страдания является само желание, не существо его, а само его наличие "жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно жажда обладать, жажда быть, жажда избыть". В "Дхаммападе" ("Стезе добродетелей"), самом знаменитом из буддийских текстов, содержащих изречения Будды, есть такие слова: "Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает страсти болезненны и мало от них радости".

Третья "благородная истина" - пресечение страданий, погашение желаний, точнее - притушение их страстности. Буддизм рекомендует средний путь: избегать крайностей - как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого влечения. Отсутствие, преодоленность страданий обозначается как нирвана (в переводе с санскритского "затухание", "остывание"). На этом последователи Будды выстраивали целую философскую теорию. Они не давали в своих текстах определения нирваны, заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, в которых нирвана изображалась как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое.

Четвертая "благородная истина" - существует путь, который ведет к нирване. Это "восьмизвенная стезя", восьмиступенчатая программа духовного возвышения:

- истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды - таков исходный пункт как осознание смысла жизни),

- истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешение от привязанности к миру, понимание смысла жизни становится внутренне значимым мотивом),

- истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определенное решение - воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, не относящимся к обозначенной выше нравственной цели - отрешению от мира),

- истинные поступки (решение реализуется в поступках - ненасилие, ненанесение вреда живому),

- истинный образ жизни (развертывание истинных поступков в линию поведения, поступки образуют единую цепь),

- истинное усилие (бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться, отражение в сознании осуществленных поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей),

- истинное памятование (праведная мысль - постоянно помнить о том, что все преходяще, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни),

- истинное сосредоточение (духовное самопогружение отрешившегося от мира человека, выход за границы самой морали как "свидетельство" осуществления "смысла жизни").

Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением связей с миром, чисто созерцательным отношением к нему, радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса, освобождение от радости (экстаза) вместе с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений, совершенная невозмутимость, состоящая в полном безразличии ко всему. Такова универсальная этическая схема буддизма. В ней "благородные истины" выступают как "добродетели", доступные каждому. Нравственная судьба каждого человека полностью подконтрольна ему самому, и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок. Чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, человек должен победить самого себя! "Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя".

Факты
  • Термин «буддизм» придумали в середине 19-го века европейцы, так до конца и не понявшие сущности новой религии. Правильное её название «Дхарма» (закон) или «Буддадхарма» (учение Будды).
  • Буддизм — самая старая из крупнейших мировых религий. Она минимум на половину тысячелетия старше христианства, и ислам ещё примерно на 600 лет моложе.
  • Сиддхартха Гаутама — так звали основоположника буддизма. Сын Раджи, он жил в роскоши, пока в 29 лет не увидел в один день нищего человека, смертельно больного, разложившийся труп и отшельника. Увиденное помогло ему понять, что власть, богатство и мирские блага не могут спасти человека от страданий. И тогда он бросил всё, что имел, и стал искать корни страданий и возможности избавиться от них.
  • В мире насчитывается около 500 млн. последователей буддизма. По числу верующих это четвёртая религия.
  • Бога, подобному богу или богам в других религиях, у буддистов нет. Он обходятся без олицетворения божественной сущности и поклоняются только добру.
  • В буддизме нет и пастырей, наставляющих подопечный на путь истинный. Монахи всего лишь делятся с прихожанами знаниями в обмен на пищу. Монахи не могут готовить, поэтому живут исключительно подаянием.
  • Буддисты исповедуют ненасилие, но использовать боевые умения для того, чтобы предотвратить насилие и не дать ему распространиться, им дозволено. Отсюда масса защитных техник и приёмов, когда энергия нападающего используется против него, в восточных единоборствах.
  • Отношение к возможности женщинам стать служительницами культа в буддизме несравненно мягче, чем в других популярных верованиях, но монашки всё же имеют прав меньше, чем монахи. В частности, мужчинам можно спорить между собой, а женщинам критиковать монахов нельзя.
  • Время посещения храма у буддистов не регламентируется и не привязывается к каким-либо датам или промежуткам времени. Храмы, в свою очередь, открыты круглый год в любое время суток.
  • Несмотря на то, что буддизм зародился в Индии, сейчас в этой стране буддистов даже меньше, чем христиан — примерно 1% против 1,5%. Подавляющее большинство индийцев исповедуют индуизм — религию, очень много почерпнувшую у буддизма, но гораздо более «весёлую». Если буддисты погружаются в медитацию, то индуисты в это время устраивают красочные праздники. Гораздо больше буддистов в процентном отношении в Непале, в Китае (в горах Тибета), на острове Шри-Ланка и в Японии.
  • У буддистов заповедей всего пять: нельзя убивать, воровать, лгать, пить вино и прелюбодействовать. В принципе, в них укладываются и все десять христианских заповедей, кроме первой, которая запрещает верить в других богов. И буддизм действительно не запрещает исповедовать иную религию.
  • Буддизм не накладывает никаких ограничений на питание человека. Прямой связи между буддизмом и вегетарианством не существует. Некоторые проповедники прямо призывали есть мясо и не ограничивать себя во вкусной еде.
  • Бессмертные строки поэта про «будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь» это тоже не совсем про буддизм. Реинкарнация в учении присутствует, но это вовсе не означает возрождения в теле инфузории туфельки или растения.
  • Главное в буддизме — собственная практика познания. Будда запрещал ученикам доверять даже ему самому — человек должен познать истину самостоятельно.
  • Буддизм основан на «четырёх благородных истинах»: жизнь — страдания; страдания возникают от желаний; чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний; достичь нирваны можно, если вести правильный образ жизни и постоянно тренироваться в созерцании и искать истину.
  • Как буддизм появился раньше христианства, так и книга «Чикчи», в которой собраны проповеди Будды и описания жизненного пути известных проповедников и монахов, была издана раньше «Библии». «Чикчи» напечатали в 1377 году, а «Библию» в 1450-х.
  • Далай-лама вовсе не глава всех буддистов. Как максимум он может считаться лидером Тибета, что бы это звание не означало. Обладая светской властью, далай-ламы делили своих подданных, за исключением узкого круга приближённых, на крепостных и рабов. Если даже в сравнительно мягком климате России крепостные влачили весьма жалкое существование, какой была жизнь людей с аналогичным статусом в бесплодном Тибете? Далай-лам поднял на свои знамёна Запад в противовес коммунистическому Китаю.
  • Буддистов в СССР преследовали куда как сильнее христиан. К тюремному заключению из лидеров приговаривали даже в 1970-х годах, когда в массе своей религиозные гонения сошли на нет. С распадом Советского Союза буддизм начал возрождаться. По оценке, в России около миллиона человек исповедуют буддизм и примерно половина из них соблюдает буддийские практики. В основном последователи Будды живут в Калмыкии, Туве, Бурятии и на Алтае.
  • Как и в любой другой уважающей себя религии, в буддизме есть несколько течений, внутри которых есть по несколько школ. Тем не менее, это не приводит к кровавым распрям, как у верующих в Христа или Магомета. Всё просто: раз каждый должен познавать истину сам, не может быть, чтобы все познали её одинаково. Проще говоря, в буддизме нет, и не может быть ересей, борьба с которым унесла миллионы жизней христиан или мусульман.
  • Ростовщичество, практика предоставления кредитов, которые несправедливо обогащают кредитора (например, проценты), осуждается в большинстве религиозных текстов, в том числе в буддизме.
  • Бахтияр Хильджи, мусульманский генерал, уничтожил древний университет и библиотеку Наланды в 1193 году в надежде на искоренение буддизма. Уничтожение библиотеки считается ответственным за гибель древней индийской научной мысли в математике, астрономии, алхимии и анатомии.
  • Далай-лама сказал, что если наука докажет, что аспект буддизма неверен, буддизм изменится.
  • Стив Джобс следил за религией или верой дзен-буддизма, которая фокусируется на медитации, чтобы успокоить ум, чтобы «услышать» вашу интуицию. Это отразилось позже на простоте продуктов Apple в «тишине» дизайна их продуктов.
  • Буддизм предсказывает свою собственную кончину. В настоящее время мы находимся на второй тысячелетии стадии Дхарма-Эндинг, и осталось 9000 лет до того, как все буддийские учения будут потеряны или забыты.
  • Только 0,7% людей в Индии являются буддистами. Помимо гималайских и нишевых мест, буддизм практически исчез в Индии к концу XIX века.
  • Свастика считается священным и благоприятным символом в буддизме, которому не менее 11 000 лет.
  • Около 1000 миль к востоку от ЕС, на юге России, существует Республика Калмыкия, единственный регион в Европе, где буддизм является самой распространенной религией, большинство людей являются потомками калмыков монгольских ордов, а калмыцкий, относящийся к монгольскому, официальный язык наряду с русским.
  • Рам Бахадур Бомджон, буддийский монах, медитировал 10 месяцев без еды и воды. Чтобы оспаривать это невероятное утверждение, National Geographic снимал мальчика в течение 5 дней подряд. Он никогда не двигался. Сторонники буддизма считают его «реинкарнацией Будды».
  • Отец Умы Турман - всемирно известный эксперт по буддизму. Потеряв глаз в результате несчастного случая, он стал первым американским буддийским монахом. Он учился у молодого Далай-ламы, имеет степень доктора философии знает санскрит.
  • Буддизм был принят в индо-греческом королевстве до 200 лет до его распространения в Восточную Азию.
  • Школа буддизма Тендай имеет факультативную семилетнюю программу духовного обучения, из которой только 46 монахов закончили обучение с 1885 года. Штраф за неудачу - это самоубийство.
  • Индийский император Ашока Великий династии Маурья начал войну с соседним индийским государством, и около 200 000 человек были убиты на войне. После размышления он обратился к буддизму.
  • Имя Авиция происходит от санскритского слова Авичи, самого низкого уровня Нарака или адского царства в буддизме. Это место для людей, которые совершают действия настолько злые, что они должны пострадать в течение 10-18 лет до реинкарнации.
  • Буддизм предлагает антидоты к лени. Четыре противоядия от лени - это вера (śraddhā), стремление (chanda), усилие (vyayama) и гибкость (praśrabdhi).
  • В похоронах тибетского буддизма мертвое тело расчленяется и им питаются стервятники.
  • 1500 лет назад в западном Китае европейские народы, называемые Тохарянами, были успешными торговцами, которые, возможно, несли ответственность за распространение буддизма в Китай.
  • В буддизме есть демона по имени Мара, который воплощает нечестивые импульсы людей.
  • Гаутама Будда был не единственным Буддой. В буддизме существует 27 Будд, которые, как известно, предшествовали Сиддхартхе Гаутаме (Гаутама Будда).
  • Свободные люди, жители планеты Арракис, в романе «Дюна» являются потомками людей, которые следовали за третьим воплощением ислама, смешанным с буддизмом.
  • Тибет имел невероятно большую Империю, которая упала, потому что буддизм вызвал гражданскую войну.
  • Согласно тибетскому монастырю, Стивен Сигал - это тулку, реинкарнация Чунгдара Дордже, тертона 17-го века Ньингма, самой старой секты тибетского буддизма.
  • В буддизме гневные божества - это просветленные существа, которые принимают гневные формы, чтобы привести разумные существа к просветлению.
  • Буддизм не верит в бога, а скорее религия о земных отношений.
Цитаты
  • Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно победимое желание, у того исчезают печали, как капля воды с листа лотоса.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не повреждён и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Те, которые смирят свою мысль, блуждающую вдалеке, бредущую в одиночку, бестелесную, скрытую в сердце, освободятся.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ты теряешь только то, за что держишься.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Горе не ведающему и слабому творению, разум которого опьянен гордостью молодости и не видит старости!
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • The greatest prayer is patience. Help us translate this quote
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти.Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Тот может, кто думает, что может.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Счастье — это не удачное сочетание внешних обстоятельств. Это просто состояние вашего ума.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Чтобы наслаждаться хорошим здоровьем, чтобы создать истинное счастье для своей семьи, чтобы принести мир всем, нужно сначала обуздать и контролировать свой собственный ум. Если человек может управлять своим сознанием, то он сможет найти путь к Просветлению и вся мудрость и добродетель, естественно, придут к нему.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Доброжелательность ко всем существам — вот истинная религиозность.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Тот, кто сидит в одиночестве, спит в одиночестве, бродит в одиночестве, тот, кто деятелен и сдерживает себя сам, пусть радуется в лесной чаще.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не завидовать чужим хорошим качествам, а через восхищение прививать их себе.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не слепо верить в другие учения.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Прежде чем выпрямлять горбатого, сделай нечто более трудное — расправь свои плечи.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Идите, смотрите на сей мир, подобный пёстрой царской колеснице! Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не верьте всему, что вам говорят.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Жизнь есть страдание.У страдания есть причина.Страдание можно остановить.Есть способ остановить страдания.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Все вы идёте к истине различными путями, а я стою на перекрестке и ожидаю вас…
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Подвергайте все сомнению. Найдите свой собственный свет.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Нет счастья, равного спокойствию.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не жизнь, и не богатство, и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Один из самых полезных жизненных навыков — это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу… Не стоит тащить разный хлам в свою душу.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Победи себя и выиграешь тысячи битв.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твоё будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших мыслей.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Думать, что кто-то другой может сделать тебя счастливым или несчастным, — просто смешно.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Терпение — это противоядие от гнева.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев; ты будешь наказан своим гневом.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Кто, прежде будучи легкомысленным, потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Следует бояться не возникновения мыслей, а промедления в их осознании.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Вы сами себе учитель.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Лучше будет, если взамен тысячи словТы отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.Лучше будет, если взамен тысячи стиховТы найдешь один, но такой, что покажет Красоту.Лучше будет, если взамен тысячи песенТы найдешь одну, но такую, что дарует Радость.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Что толку в том, что человек пытается показать нам свою величественную внешность, когда внутри у него пустота?
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует самоуглубленному.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Наилучшая молитва — терпение.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Нет заблуждения большего, чем ненависть,И нет ничего величественней терпения.Поэтому я стремлюсь всегда и вездеУчиться терпению.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Слова имеют силу и могут как уничтожать, так и исцелять. Правильные и добрые слова могут изменить наш мир.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Лучше жить одному. Нет дружбы с дураком. Ты, имеющий мало желаний, иди один и не делай зла, как слон в слоновом лесу.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • В мире существует множество учений, но тому, кто сам заковал себя в кандалы, уже не помогут никакие учения.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Как в дом с худой крышей просачивается дождь, так и в плохо развитый ум просачивается вожделение.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Человек должен избегать крайностей, тогда он и будет идти по верному пути.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Один день мудрого и медитирующего человека воистину лучше ста лет человека не имеющего ни мудрости, ни самоконтроля.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Приятно смотреть на благородных; быть в их обществе — благо. Да будет всегда счастлив тот, кто не видит глупцов.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Одно полезное слово, услышав которое, становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Во имя идеалов добра и чистоты Бодхисаттве надлежит воздерживаться от употребления в пищу плоти умерщвленных животных, рождённых от семени, крови и тому подобного. Во избежание устрашения животных и освобождения их от оков ужаса, Бодхисаттва, стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением тому, что есть.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не задерживаться в прошлом, не мечтать о будущем, сосредоточить ум полностью на настоящем моменте.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Часто красноречие затеняет истинный смысл слов.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Будьте мягки с юными, сострадательны с пожилыми, терпимы к слабым и заблуждающимся. Когда-то в своей жизни вы будете или были каждым из них.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • «Он ругал меня, он бил меня, он победил меня, он ограбил меня» — в тех, кто вмещает подобные мысли, ненависть не усмирена.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Пусть он спешит совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве — стрелу, выпущенную из лука.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не делайте приятного, ибо расставание с приятным — болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не потому он старший, что его голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его «состарившимся напрасно».
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Живите в гармонии. Не ищите ее снаружи. Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем искать снаружи, только чтобы отвлечь себя от правдивой реальности. Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония — это не новая работа или новый брак; гармония — это мир в душе, и он начинается с вас.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Умному человеку достаточно несколько мгновений, связанных с мудрым человеком, чтобы постичь истинный закон жизни.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Жизнь с ее явлениями можно уподобить сновидению, фантому, пузырю, тени, блеску росы или вспышке молнии и представлять ее следует именно такой.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях. Полностью просветлённый ученик радуется только уничтожению желания.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ваш ум — всё. Вы становитесь тем, что думаете.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • У него спокойная мысль, и слово спокойно и деяние. У такого спокойного и освобождённого — совершенное знание.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Человеку, который по неразумию причиняет мне зло, я воздам, защитив его самою щедрою любовью; и чем больше зла будет исходить от него, тем больше добра будет исходить от меня.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Продолжать гневаться — всё равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь; обожжётесь именно вы.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не убивай, береги жизнь всего живого.— Не кради, не грабь, не отнимай у людей произведения их труда.— Будь целомудрен и в мыслях, и в жизни.— Не лги; говори правду, когда нужно, бесстрашно, но любовно.— Не говори дурного о людях и не повторяй того дурного, что говорят о людях.— Не клянись.— Не трать время на пустые речи, но говори дело или молчи.— Не корыстуйся и не завидуй, а радуйся благу ближнего.— Очищай сердце от злобы, никого не ненавидь и люби всех.— Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца — словом правды.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Собственность — это не вещи, а мысли. Можно иметь вещи и при этом не быть собственником.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Ни на земле, ни на небе, ни в океане, ни в горах не отыскать места, где бы человека не смогла победить смерть.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Три вещи нельзя скрыть: солнце, луну и истину.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста…
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные — просто держат вожжи.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не принимайте ничего на веру лишь в силу традиций, хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями и в различных местах. Не верьте ничему на том основании, что многие говорят об этом. Не поклоняйтесь слепо вере мудрецов прошлого. Не верьте тому, что вы создали в своем воображении, убедив себя, что это есть божественное откровение. Не верьте ничему лишь на основании авторитета ваших наставников или духовников. После исследования верьте только тому, что вы сами проверили и нашли обоснованным, и только тогда согласуйте с этим свое поведение.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Существуют две истины — о страдании и возникновении страдания. Главная причина страданий — в неуемности человеческих желаний. Однако эти желания не ведут к счастью. Они либо неисполнимы, и это приносит печаль, либо исполняются, и тогда мы убеждаемся в эфемерности своего счастья, а страх потери лишает его смысла. Но мы продолжаем желать вновь и вновь, и именно эта ненасытная жажда толкает нас от одной вереницы страданий к другой.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, — посмотрите на свое нынешнее состояние.Если вы хотите узнать свое будущее, посмотрите на свои сегодняшние действия.
    Сиддхартха Гаутама Будда
  • Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.
    Сиддхартха Гаутама Будда
Читать по теме
Интересные статьи