Конфуций
КОНФУЦИЙ
(551(552)-479 до н. э.)
Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства Основные взгляды изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения").
Конфуций объявлял власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со II века до н. э. и до начала XX века конфуцианство являлось в Китае официальной государственной идеологией.
Конфуций, один из великих мудрецов древности, является своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая (частично это касается и их соседей - японцев, корейцев, вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни.
Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". И это действительно было так, в этом была сила Конфуция.
Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий. Конфуций не любил суеверий, хотя и вынужден был их терпеть. На вопрос ученика Цзи Лу, как следует служить духам, он строго ответил "Мы еще не научились служить людям, так что нечего говорить о служении духам" (имелись в виду как дух умершего человека, гак и духи вообще - гуй-шэнь). Продолжив свою мысль, учитель на вопрос о смерти заметил: "Мы не знаем, что такое жизнь, что же можем мы знать о смерти?" Однако, учитель не случайно относился к суевериям с терпением.
Конфуций принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н. э. После гибели иньцев под ударами Чжоу (1027 год до н. э.) один из потомков династии Шан-Инь получил от чжоусцев в управление удел Сун. Родственником сунского правителя был Кун, который в VIII веке до н. э. занимал должность главнокомандующего войсками удела (сыма), уже превратившегося в достаточно крупное царство. Всесильный министр-правитель царства Сун захотел, согласно преданию, отобрать у Куна его жену. Сложная любовно-политическая интрига, как она описана в хронике-летописи "Цзо-чжуань", привела к тому, что сунский правитель, не одобривший намерений интригана, был устранен с престола, а при его преемнике всесильный министр добился своего. Кун был убит, а его жена с почестями переведена в дом министра, где добродетельная дама, однако, повесилась на своем поясе. Следствием интриги стало вынужденное бегство уцелевших членов клана в царство Лу, где спустя некоторое время и родился Кун Фу-цзы. Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы, то есть "учитель Кун".
Его отец Шу-лян Хэ был бравым солдатом, впоследствии комендантом крепости Цзоу, причем предания рисуют его человеком огромного роста и необычной силы, прославившимся воинскими подвигами Хэ имел жену и девять дочерей, но не имел сына. Правда, наложница родила сына, но тот оказался калекой. И тогда, уже на рубеже восьмого десятка, старый воин решил еще раз жениться. На сей раз он взял в жены молоденькую девушку из рода Янь. Через положенный срок на свет появился мальчик, которому были даны имена Цю и Чжунни.
Конечно, многое в этой истории приукрашено, истинных сведений о детстве великого мудреца известно очень мало. Его мать овдовела, когда ему было три года. Рассказывают, что в детстве он любил играть с ритуальными сосудами и повторять увиденные им церемониальные обряды. Неясно, где и сколько он учился, если учился вообще (речь идет о школах для молодых аристократов), но несомненно, что мальчик был любознательным и способным и всегда стремился к знаниям.
Сам о себе он как-то в старости заметил: "В 15 лет я ощутил потребность учиться". Из контекста не вполне ясно, о чем идет речь. "В 30 лет уже стоял твердо, в 40 не имел сомнений, в 50 познал волю Неба, в 60 следил чутким ухом за истиной, а в 70 мог следовать желаниям сердца, не боясь отклониться". Фраза в целом - явно символический итог жизни, этапы созревания интеллекта. Возможно, что первая фраза говорит о том, что к 15 годам потребность учиться, приобретать знания стала для Конфуция осознанной необходимостью. Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С пятнадцати лет он стал брать частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу. "Я любил древних, - говорил он ученикам, - и приложил все усилия, чтобы овладеть их знаниями".
Конфуций, как Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения. Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" - "Суждения и беседы". Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые начинаются словами: "Учитель сказал "Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями. И хотя предание приписывает Конфуцию составление чуть ли не всей священной письменности Китая, "Лунь-юй" остается почти единственным надежным свидетельством о мудреце и его учении.
В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп", и впоследствии добавил прозвище Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Однако, с последним Конфуций несколько поторопился, так как сыновей у него больше не было. Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был. Есть сведения, что он развелся. Вообще отношение Конфуция к женщинам достаточно наглядно показано и практически исчерпывается в следующей сентенции: "Всего трудней иметь дело с женщинами и сяо-жень приблизишь их - становятся строптивыми, отдалишь - ропщут".
Да и вся его не прикрашенная поздними преданиями жизнь, как она представляется со страниц трактата "Лунь-юй", была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, окруженного лишь преданными ему учениками. Вначале Конфуций, обремененный семьей, занимал незначительные общественные должности - был хранителем амбаров, заведовал полями и фермами. Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с воодушевлением принялся за дело, ибо видел в нем нечто священное. Он тщательно следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи, расспрашивал людей, знающих толк в хозяйстве, беседовал с крестьянами, интересовался способами улучшения урожая. Работая на складах, Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях, произволе и расточительности в княжестве не преувеличенны.
Постепенно ему становилось ясно, что его родной край страдает тяжким недугом. Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его. В 528 году до н. э. у Конфуция умерла мать. По обычаю он должен был в знак траура покинуть службу на три года. И хотя многие в то время уже не обращали внимания на это правило, он решил строго соблюсти его.
Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории. В народных сказаниях и одах перед ним оживало идеальное царство, в котором властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране. Для того чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга Конфуций изучал исторические документы, церемониальные обряды, древние песни, музыку, предания и, преуспев в этом, стал считаться знатоком традиций.
В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в главном храме царства Лу. Здесь произошел знаменательный эпизод Конфуций, к тому времени уже прослывший человеком весьма образованным, только и делал, что спрашивал о значении каждой процедуры, чем вызвал недоуменный вопрос "Кто сказал, что этот человек из Цзоу разбирается в ритуалах? Он расспрашивает буквально о каждой детали". Конфуций спокойно ответил "В таком месте спрашивать о каждой детали и есть ритуал!". Вопрошание о сути каждого поступка или изречения стало одним из методов обучения учителем Куном своих учеников. "Если знаешь, то говори, что знаешь, а если не знаешь, то говори, что не знаешь". Есть сведения, что в 518 году до н. э., когда Конфуцию было уже за тридцать, один из луских сановников перед смертью порекомендовал своим сыновьям поучиться у Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов. Это уже означало признание.
Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял обряды. Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел давно в прошлое, но может быть воскрешен. Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для "школы".
Когда Конфуция называли проповедником какой-то новой доктрины, он возражал против этого. "Я толкую и объясняю древние книги, а не сочиняю новые. Я верю древним и люблю их". Свою главную цель он видел в "умиротворении народа", только ради этого нужно знание заветов святых людей.
В 522 году до н. э. исполнилась давняя мечта Конфуция Он посетил вместе с учениками старую столицу Чжоу. Древние храмы привели его в восхищение. Он почувствовал себя у самого источника мудрости, внимательно рассматривал фрески, с восторгом читал полустертые надписи, дотошно расспрашивал обо всем, что касалось старины. Огорчало Конфуция тишь то что культ в столице находился в явном небрежении. Вскоре по городу стала распространяться молва о молодом ученом. Число его учеников возрастало с каждым днем, всех поражали его эрудиция и глубокое знание древней литературы. В то время он занимался редактированием книги "Ши цзин" ("Книга песен"), памятника китайской литературы XI–VI веков до н. э. Он оставил в книге самые лучшие стихи и песни, причем многие из них знал наизусть и до конца дней любил повторять их. Большое значение придавал Конфуций музыке. Он видел в ней завершение социальной системы. Музыка должна была, по его замыслу, служить духовной пищей народу, воспитывать и облагораживать нравы. Посещение Чжоу совпало с первыми попытками Конфуция найти такого правителя, который стал бы следовать его советам и привел страну к процветанию. По преданию, именно тогда Конфуций встретился с Лао-цзы. Старый философ осудил его самомнение и пустые мечты, но Конфуция это не смутило. Не смутили его и насмешки других аскетически настроенных проповедников. Когда они укоряли его в пустозвонстве, он отвечал, что легче всего умыть руки и отстраниться от дел. Гораздо важнее употребить свои знания для служения народу.
Кое-кто, пытаясь унизить учителя, подтрунивал над его "гордым видом, вкрадчивой манерой и упорством". Но вряд ли эти обвинения были достаточно справедливыми. Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности. Он никогда не выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики оказывали на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам, выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними.
Но при дворе Конфуций вел себя иначе, в воротах он низко склонял голову, в тронном зале стоял, затаив дыхание, застывал в церемониальных позах, разводил руки, делал чинные поклоны, одним словом, воскрешал древний придворный этикет. На улице он также внимательно следил за пристойностью каждого своего движения. Все его манеры были рассчитаны и продиктованы строгими правилами. В коляске он ехал, не поворачивая головы, к обряду приветствия относился необычайно серьезно. И все это делалось не из гордости или чванства, а во имя возрождения традиций. Образ жизни Конфуция не был аскетическим, хотя он считал, что необходимо уметь довольствоваться малым. В основном его быт не отличался от быта других ученых и чиновников. В семейной жизни он не нашел счастья, кружок учеников стал для него подлинной семьей. Слушатели обычно были ненамного его моложе, но он любил называть их "своими детьми". Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание. Он наставлял их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам. "Я просто человек, - говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся старости".
Все знание, согласно Конфуцию, сводилось к изучению исторического наследия. "Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам письменам, правилам поведения, верноподданости и чистосердечности". Иными словами, он не выходил за границы литературы, истории, этики. Иногда у учеников возникала мысль, что наставник скрывает от них какие-то тайны. Но Конфуций решительно отвергал это: "Я ничего не скрываю от вас. Нет ничего, чего бы я вам не показал. В этом моя цель". Пытались расспрашивать сына Конфуция. Но оказалось, что отец вообще мало разговаривает с ним. Он лишь спрашивал сына: изучал ли тот "Ши цзин" и правила благопристойности. Этим исчерпывались для Конфуция основы знания. В понимании долга правителя особенно ярко проявляется сходство Конфуция с Платоном. Так же как Платон, который считал, что у власти должны стоять "достойнейшие", Конфуций постоянно указывал на необходимость нравственного авторитета правительства. Главным для Конфуция во взаимоотношениях государства с народом являлось умение сохранить доверие народа. Иначе государству не устоять. Найти такого монарха, который бы полностью подчинился авторитету философа, было не так легко. Распавшаяся на крупные царства страна, некогда завоеванная чжоусцами, находилась в состоянии непрекращающихся междоусобных войн. Древние нормы были нарушены, а на передний план выдвинулись корысть и стяжательство, измена и интрига, коварство, предательство, убийство, постоянные войны. Конфуций посетил царства и княжества Ци, Вэй, Чэнь, Цзай и другие, пытаясь найти себе патрона. Однажды, ему как будто удалось произвести впечатление на князя Ци, и тот обещал назначить его министром.
Но сановники, опасаясь конкуренции, стали настраивать князя против Конфуция и сделали все для того, чтобы разрушить его планы. Они начали смеяться над привязанностью мудреца к церемониям. "Ученые - просто смешные болтуны, и их слова нельзя принимать как образец и закон", - говорили они.
Князь расстался с Конфуцием, сказав, что слишком стар для того, чтобы пользоваться его советами. Но мудрец не отчаивался.
Наконец поиски его увенчались успехом В 497 году до н. э. Конфуций прибыл на родину в Лу. Там его приняли с почетом, и царь, думая укрепить свое пошатнувшееся положение, назначил философа губернатором города Чжун-ду. Теперь Конфуций мог на практике осуществлять свои идеи.
Опыт чиновника весьма ему пригодился. Он привел в порядок земледелие: ввел севообороты, отобрал у богачей земли, которые они использовали для семейных кладбищ, конфисковал имущество, добытое нечестным путем.
Однако вскоре появились недовольные его политикой. Справиться с оппозицией оказалось не столь просто. В первые же дни губернаторства Конфуцию пришлось отступить от принципа отрицания смертной казни и отправить на эшафот своего политического противника. Оправдываясь перед учениками, которые были поражены этим поступком, Конфуций говорил. "Шал Чжен-мао собирал группы последователей, его речь прикрывала все зловредное, он обманывал людей. Он упорно протестовал против всего правильного, показывал своеволие. Как можно было его не казнить?" Но эта казнь не помогла, оппозиция росла. Придворные интриговали против него. Князь тяготился его указаниями. А Конфуций считал своим долгом "говорить правду в глаза". В конце концов ему не осталось ничего иного, как покинуть Лу. Ученики были огорчены этой неудачей. Но мудрец успокоил их: "Дети мои, что вы беспокоитесь, что я потерял место? Страна давно уже находится в беспорядке, и Небо хочет, чтобы наш учитель был колоколом". Он все еще был уверен, что добьется своего. Средства, которые он стал употреблять для достижения своей цели, порой приводили учеников в смущение. Так, в княжестве Ци он сблизился с женой правителя Ницзы - женщиной весьма сомнительной репутации. Вопреки своему правилу он беседовал с ней наедине, сопровождал ее в прогулках по городу, вызывая неодобрительные толки. Когда эта попытка провалилась, он поступил "домашней слугой" к одному вельможе, рассчитывая через него проникнуть ко двору. Но и это не принесло никаких результатов.
Впрочем, хотя традиция приписывает Конфуцию влиятельные должности в Лу, это подвергается сомнению.
Постепенно Конфуцию пришлось убедиться в том, что князья меньше всего интересуются его наставлениями. С тех пор он окончательно познал "веление Неба": пусть ему не суждено быть министром, он найдет другой способ служить народу. Он навсегда останется свободным учителем, "колоколом" истинной жизни.
Начались годы скитаний. Конфуция повсюду сопровождала толпа учеников, которые делили с ним все тяготы кочевой жизни Он продолжал обучать их, прививал любовь к древней литературе и обрядам. В часы отдыха он пел им старинные песни под аккомпанемент лютни, и его игра служила им утешением в минуты печали. А такие минуты были нередки. В смутные годы междоусобиц каждый путник легко мог подвергнуться неожиданному нападению. Несколько раз Конфуцию угрожала смертельная опасность, дом, где он находился, окружила рассвирепевшая толпа, и только чудом ему удалось избежать расправы. Но мудрец не терял самообладания. Он был уверен, что Судьба хранит его.
Незаметно подкрадывалась старость. Конфуций стал слабеть. Время от времени в нем просыпалось горькое чувство. "Дни мои на исходе, - вздыхал он, - а я еще не известен". Но тут же добавлял: "Я не ропщу. Небо знает меня". Иногда он снова ощущал жажду деятельности. Тогда он начинал мечтать о далеких путешествиях, хотел уехать куда-нибудь на море, чтобы там проповедовать свое учение.
Конфуцию было уже около семидесяти лет, когда умерла его жена. Хотя он никогда не был с ней душевно близок, он воспринял это событие как напоминание о неизбежном конце и все чаще стал говорить о смерти. Однажды, стоя на берегу реки, он погрузился в грустные размышления о мимолетности жизни. "Все проходяще, - сказал он, - подобно этому течению не останавливается ни днем, ни ночью" Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа. Конфуций почувствовал, что наступает его черед. Все это время он, тем не менее, не прекращал работать. Он писал книгу "Чюнцю" - летопись, которая должна была отразить эпоху вражды и междоусобиц. "По ней узнают меня и по ней будут судить обо мне", - говорил он. Ему хотелось прожить еще хоть немного, чтобы довести задуманное до конца, но вскоре он почувствовал, что силы его на исходе.
Его стали посещать видения и сны. Когда он заболел, ученики просили старца молиться духам о выздоровлении.
"А следует ли это делать?" - спросил Конфуций, и когда ему сказали, что правила предписывают поступать так, он сказал: "Я молился давно" Этим он, быть может, хотел сказать, что вся его жизнь была служением Небу. В 479 году до н. э. он прервал свои литературные занятия. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова стал сетовать на то, что "не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником".
Его последними словами были: "Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение".
В мучительных раздумьях о судьбах раздираемого противоречиями общества, о причинах невоплощаемости законов Неба в реальной жизни, о несовершенствах человеческой натуры Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь правильный путь (дао), то на закате Солнца можешь и умереть".
Образ "благородного мужа" (цзюнь-цзы) как общественный идеал проходит красной нитью через беседы Конфуция со своими учениками. Главное его качество - "жэнь".
Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность", "гуманность" (иногда "человеческое начало") Оно характеризует идеальное отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями, братьями, между правителями и чиновниками, друзьями.
"Что же такое жэнь?" - спросил Фань Чи. Учитель ответил: "Это значит любить людей", - причем всегда и во всем выражать любовь.
"Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие (жэнь) приходит", - заявлял Конфуций.
Жэнь - это и определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию". Конфуций сказал Цзы-чжану: "Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять [качеств], является человеколюбивым", - вот эти качества. "Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других".
Но этим понятием "жэнь" Конфуций не ограничивал представление о благородном муже. Такой человек должен был обладать еще и качеством "вэнь", что значило образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим, а также - чертой "хэ" - любезностью без льстивости, принципиальностью без навязывания другим своих взглядов, способностью налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.
Цзы-гун спросил: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом.
Учитель ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций учил, что вежливость необходима всем, но особенно - государственным служащим. Ее он считал элементом управления. Когда его спросили, можно ли управлять с помощью вежливости, он выразил удивление: "Какая в том трудность? Если с помощью вежливости нельзя управлять государством, то что это за "ли".
С годами в китайской бюрократической практике вежливость стала не просто необходимым атрибутом, но едва ли не обрядовой формой, доведенной до изощрения, что в Европе воспринималось с иронией и вошло в поговорку: "китайские церемонии".
Конфуций считал, что путь к совершенству, к дао начинается с поэзии, определяется "ли" и завершается музыкой.
Выражение "ли", так же как и "жэнь", - основное в концепции Конфуция и тоже не имеет однозначного эквивалента в европейских языках.
Первоначально оно означало обувь, надеваемую при совершении религиозных обрядов, отсюда и два исходных значения, установленные предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). В понимании Конфуция "ли" - руководящий принцип, призванный устанавливать гармонические отношения между людьми.
Понятия "ли" и "жэнь" родственны - оба предполагают человечность, гуманность Люди, обделенные качеством "жэнь", не могут обладать "ли" и действовать в согласии с ним. Он говорил: "Почтительность без "ли" приводит к суетливости, осторожность без "ли" приводит к боязливости; смелость без "ли" приводит к смутам, прямота без "ли" приводит к грубости. Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости". И наконец, как обобщающий вывод: "Если в верхах соблюдают "ли", народом легко управлять".
Понятие "ли" подразумевало не только правила благопристойности в самом широком смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить государством, как критерий практических действий, как раскрытие существа формулы Конфуция: "Управлять - значит поступать правильно". Оно вошло в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение, получившее название конфуцианства. "Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеке. Он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично".
Уроки жизни от Конфуция
1. Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь.
Эту мудрость тысячелетней давности можно перевести так: если вы поставили перед собой цель и хотите ее достичь, то идите к своей цели и не останавливайтесь. Любую, даже сложную дорогу осилит идущий. Будьте преданными своему делу, выполняйте его последовательно, и вы покорите намеченную вершину.
2. Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих.
Возможно, китайский мудрец хотел сказать следующее: «Проанализируйте свое окружение. Насколько комфортно вам в этом кругу. Если окружающие верят в вас, то вам будет легче добиться успеха в жизни, а если они вас принижают, то все ваши мечты он разобьют вдребезги. Выбирайте себе таких друзей, которые будут тянуть вас ввысь, людей с огнем в сердце. Старайтесь наполнить свою жизнь позитивом, больше думайте о хорошем».
3. Легко ненавидеть и трудно любить.
На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться и намного легче получить что-то плохое».
Да, ненавидеть и злиться намного легче. Любовь – это труд души, ведь прощение и великодушие требуют больших усилий и щедрого сердца. Но всегда надо помнить, что ненависть испепеляет человека, выхолащивает его изнутри, а любовь возрождает к жизни и поднимает над бренной суетой. Любовь к себе, к людям, к жизни – это основа гармоничной жизни, поэтому порой стоит принять окружающих нас людей (ворчливых старушек, коллег по работе со своенравным характером, недовольных пассажиров в общественном транспорте) такими, какие они есть.
4. Успех зависит от предварительной подготовки, а без такой подготовки обязательно случится неудача.
Если хотите добиться успеха, мало ставить высокие цели, необходимо составить детальный план их достижения, подготовить все необходимое и только потом начать покорение вершин.
5. Ничего нет плохого, что Вы ошиблись.
Нет ничего плохого в том, что человек делает ошибки. Ошибки – это не крах, это повод найти другую дорогу, возможно, намного более комфортную. Главное, при совершении ошибки не позволить негативу заполнить свои мысли и помнить, что выход есть, просто он находится где-то рядом.
6. Когда ты разгневан, думай о последствиях.
Это высказывания Конфуция можно заменить русской пословицей «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Неконтролируемая вспышка гнева, обидные слова, сказанные сгоряча, могут испортить отношения между людьми навсегда. Поэтому надо научиться сохранять самообладание в любых ситуациях.
7. Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия.
Этим высказыванием Конфуций хотел донести до нас мысль, что, если цель стала казаться вам недостижимой, необходимо подкорректировать свой план достижения цели.
8. Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого.
Скорее всего, это изречение Конфуция можно растолковать так: все встречи в нашей жизни не случайны. Но уроки из этих встреч можем извлечь только мы сами. Проанализируйте ваши личные, деловые, семейные и дружеские отношения. Возможно, недостатки вашего окружения – это и ваши недостатки. Подумайте, может вам стоит что-то исправить в себе, чтобы наладить отношения с другими людьми.
9. Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем.
Понаблюдайте за своими действиями при достижении цели. Если вы не уверены, стоит ли достигать поставленную цель, есть желание все свернуть, то и намеченное дело не движется. Но стоит только загореться идей, посвятить всего себя ей, как на пути начнут попадаться нужные люди в нужное время, начинают происходить события, о которых даже и не думалось, даже находятся деньги для достижения цели. Поэтому, если у вас есть желание добиться намеченного, то измените свое мышление, будьте верны своей цели и тогда удача обязательно постучится в вашу дверь.
Мы перечислили лишь самую малую часть уроков Конфуция. Они сохранились в памяти предков, благодаря его ученикам. Сам же он не оставил собственных сочинений, возможно не считал нужным записывать свои мысли, так как считал себя не творцом, а лишь толкователем. Он считал, что те знания, которыми он обладает, даны ему не от природы, а это его любовь к старине и мудрости предков.
Когда Конфуцию исполнилось 50 лет, он решил попробовать себя в роли государственного деятеля и был назначен на пост первого советника в царстве Лу. Конфуций пытался преобразовать общественное устройство. Прототипом для нормального устройства общества для него была хорошая семья, в которой старшие заботятся о младших, младшие уважают и любят старшее поколение, а затем и заботятся о нем. Особое внимание он отдавал сыновнему долгу. Конфуций одобрял традиционный культ предков, верность родителям, родине. Но из-за интриг политическая карьера Конфуция не сложилась, и вскоре он покинул Родину и вместе с учениками отправился в путешествие по Китаю.
Последние годы жизни мудреца сложились не очень удачно. У него умер сын и несколько учеников. Если смерть сына он перенес спокойно, то после смерти любимого ученика он очень долго плакал и тосковал, восклицая: «Небо меня уничтожает, небо меня уничтожает!» Умер Конфуций в 478 году. Рядом с ним в его последнюю минуту не было жены и детей, только его ученики. Но весть о смерти мудреца с быстротой молнии разнеслась по государству. Конфуция похоронили с большой торжественностью. Многие ученики поставили рядом с могилой своего учителя хижины и оплакивали своего учителя целых три года.
Человек, которым государственные деятели пренебрегали, когда он был жив, вдруг стал объектом всеобщего поклонения. Могила Конфуция (высокий холм с мраморной статуей) расположена недалеко от города Кьиу-фо в большом прямоугольнике. Ее легко найти, так как входом этому святому для каждого китайца месту служат огромные ворота и аллея из кипарисов. Рядом с Конфуцием похоронены китайские императоры, этот факт говорит о большом почитании древнего мудреца.
Сейчас род Конфуция насчитывает почти 50 тысяч потомков, а глава рода носит титул герцога. Вот такая честь до сих пор оказывается Конфуцию в Китае.
Уроки любви и уважения от Конфуция
Что такое любовь? Писатели и поэты утверждают, что это волшебное и таинственное чувство. И хотя оно сложное для толкования, но именно оно окрыляет человека и делает его счастливым. Любовь – это универсальное чувство, каждый человек его испытывает по-своему.
Любить можно Родину, родных, искусство, свою работу и, конечно, женщину или мужчину.
О любви написано много. Древние философы это высокое чувство называли «корнем жизни», «опорой мира», «мерилом человечности», «восхитительнейшим благом». Не оставил без внимания эту сферу человеческой жизни и Конфуций.
Возможно, некоторые его высказывания вам покажутся банальными или избитыми, а ход его мыслей чересчур простым и очевидным. Но ведь эти истины, прежде чем им стать избитыми, кто-то высказал первым. И, безусловно, уроки мудрости никогда не бывают лишними, а за простыми на первый взгляд вещами скрывается большая глубина.
Важно помнить, что каждый философ – это сын своей эпохи, поэтому на его мышление влияли уровень культуры того времени, жизненный опыт человечества, общественный строй, личные обстоятельства.
Давайте рассмотрим несколько цитат Конфуция о любви, эти древние изречения соотнесем с нашей современной жизнью, и тогда, возможно, учения этого древнего мудреца помогут вам обрести гармонию.
«Любовь – это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек».
Давайте немного пофантазируем и проверим, прав ли был Конфуций. Представьте, что перед вами появился всемогущий джин и предложил исполнить все ваши желания, но только те, которые относятся к материальной стороне вашей жизни. И вот по мановению его волшебной палочки у вас появляются красивый особняк, красавица жена, умные, здоровые дети, карьера и все остальные блага. Но взамен он забрал из вашего сердца любовь. И в один миг вы и ваше окружение стали похожи на роботов. Дома поселилась вежливая, но холодная атмосфера. Каждый член семьи занят лишь собой, даже подарки дарятся не из любви или желания побаловать, а из корысти или выгоды. На работе пропали все дружеские отношения, друзья общаются только из-за того, что это для них чем-то выгодно. Вы хотите такого развития событий? Скорее всего, нет. Помните, что именно любовь – это основа всего. Без нее нет ничего, поэтому будьте щедры, дарите свою любовь и доброту другим. Думайте с любовью, дышите с любовью, говорите с любовью, излучайте любовь, и тогда вы заметите, как изменится окружающий вас мир и ваше окружение.
Конфуций утверждал: «Любовь это приправа к жизни. Может подсластить, а может и пересолить».
О том, как положительно влияет любовь на нашу жизнь, мы только что рассуждали. А вот может ли это прекрасное чувство «пересолить» вкус жизни – давайте разберемся. Любовь может как дарить счастье, так и приносить горе, разочарование. Например, безответная любовь. В ситуацию, когда один человек любит, а второй не отвечает взаимностью, может попасть каждый. Что же делать, если вас постигла именно такая любовь? Не стоит воспринимать ее как трагедию или несчастье. Может быть, благодаря именно ей вы приобретете необходимый жизненный опыт, научитесь любить. Чтобы смягчить этот удар судьбы, воспользуйтесь следующими советами.
Примите ситуацию такой, какая она есть. Смиритесь, что объект вашего вожделения не испытывает к вам теплых чувств. Если вы в душе будете лелеять надежды, что у вас есть шанс, то застрянете в своем чувстве и закроете себе дорогу вперед.
Проанализируйте ситуацию, найдите причины, почему ваш возлюбленный не загорается ответным чувством. Понимание причины поможет взять обстоятельства под контроль.
Постарайтесь забыть его или ее. Посвятите свое свободное время родным, друзьям. А вот общих знакомых лучше избегать. Не стоит сыпать себе соль на раны, расспрашивая друзей, как поживает ваш любимый или любимая.
Смените обстановку или займитесь каким-нибудь новым делом. Стройте планы на будущее, двигайтесь вперед. Заполните свою жизнь позитивными событиями.
Цените себя. Не стоит заниматься самобичеванием только потому, что другой человек не ответил вам взаимностью.
«Подсыпать соли» может и наркоманическая, или компульсивная, любовь. Наркоманическая любовь – это любовная зависимость, желание контролировать каждый шаг любимого человека, сделать его свой собственностью. От наркоманической любви чаще страдают люди с заниженной самооценкой, а также те, кто в детстве не получал заботу родителей или потерял чувство защищенности. Справиться с этим болезненной эмоцией поможет работа над собой. Необходимо научиться любить себя, поработать над чувством собственного достоинства.
«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты».
Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, это бесспорно. Но давайте порассуждаем над последней частью этой цитаты. Отлично, когда любовь не обременена всякими «если», «но», «когда», но любовь бывает очень разная. Мы рассмотрим сейчас всего два варианта.
Первый – это любят вас. Любящий вас человек готов положить к вашим ногам целый мир. В начале отношений такое внимание, возможно, будет нравиться, но со временем его навязчивость начнет раздражать, так как вы сами не испытываете ответных чувств. Наверняка у вас появится ощущение, что вы теряете свободу, и вам, словно птице, захочется выпорхнуть из золотой клетки.
Второй вариант – любовь исходит от вас. Когда любовь поселяется в сердце человека, все невзгоды и неприятности кажутся мелкими, лишь бы милый был рядом, чтобы можно было слышать его голос, видеть его улыбку, ощущать рядом его дыхание. Чем больше мы отдаем любви, тем больше ее получаем обратно, и вот в этом случае мы начнем испытывать настоящее счастье, потому что любим сами.
Здесь уместно добавить еще одно высказывание Конфуция: «Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости».
Следующее высказывание Конфуция о любви. «Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума – уважение, влечение тел – страсть, и только все три вместе рождают любовь».
Приходила ли вам в голову мысль, почему мужчину тянет к женщине, а женщин – к сильному полу? Ведь мы же не животные, притяжение трудно объяснить одними инстинктами. Влюбленную пару удерживает вместе не только физическая близость, но и взаимоуважение, поддержка, взаимопонимание, дружба, бескорыстие, восхищение друг другом, помощь. И пока будут живы все эти отношения между мужчиной и женщиной, будет жить и любовь.
Уроки отношений со второй половинкой от Конфуция
Любовь и взаимоотношения, построенные на этом прекрасном чувстве, – огромное счастье. Но рано или поздно любовь начинает угасать, постепенно исчезает «головокружение» и возбуждение, на смену вихрю эмоций приходит суровая реальность. Однажды наступает момент, когда, посмотрев на свою вторую половинку, мы совершено не видим в ней того человека, в которого когда-то влюбились. Но не стоит впадать в панику: просто закончился период влюбленности, и это совершенно не значит, что закончилась любовь. Ведь любовь – это не просто физическое влечение, удовольствие; это взаимопонимание, уважение, забота, ответственность. Любовь нужно научиться сохранять и даже создавать. Чтобы жизнь с любимым человеком были гармонична, необходимо научиться правильно строить отношения. Это сложно. В наше время не каждая молодая пара способна преодолеть этот кризис, поэтому в настоящее время так часто стали происходить разводы. Молодые люди не хотят тратить силы, время и нервы на то, чтобы понять своего супруга или супругу. Каждый пытается тянуть одеяло на себя, не думая о том, что надо позаботиться о партнере, не помня о его достоинствах и преимуществах. В результате разбиваются чудесные пары, половинки которых самой природой были предназначены друг для друга.
Итак, давайте узнаем, какие советы дает Конфуций тем, кто хочет на долгие годы сохранить любовь и хорошие отношения.
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». «Если к самому себе будешь более требовательным, чем к другим, то избежишь обид».
Благородный человек, в какую бы ситуацию он ни попал, вначале оценит свои действия и поступки, так как считает, что за все происходящее в его жизни отвечать, прежде всего, должен он сам. Низкий человек пытается свои ошибки перевалить на плечи другого человека.
Чтобы избежать конфликтов в семейной жизни, научитесь принимать близких вам людей такими, какие они есть, позвольте им быть самими собой, и тогда ваши отношения перейдут на другой уровень.
Запомните, что штамп в паспорте не дает вам права управлять жизнью другого человека. Прежде чем предъявить требования, поставьте себя на место своего партнера или партнерши. Понравилось бы вам, если бы вас с утра до вечера воспитывали, делали замечания, что-то от вас требовали? Возможно, в сложившейся негативной ситуации больше вашей вины, чем вашего партнера. Сделайте объективную оценку. Не заостряйте свое внимание на недостатках любимого человека, ищите тактичный выход из сложившейся ситуации. Больше хвалите. Добром и вниманием можно добиться многого!
Воспользуйтесь следующим советом Конфуция: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот правильный путь жизни, истинное поведение».
Вспомните, встречался ли на вашем жизненном пути человек, который по отношению к вам вел себя несдержанно, грубо, хамски, не считаясь с вашим мнением? Какие чувства вы испытывали в этот момент? Возмущение? Обиду? Горечь? А сейчас проанализируйте: а вы всегда с уважением относитесь к окружающим? Если частенько пытаетесь воспитывать других людей, тогда лучше начните воспитание с себя. Наладьте отношения с теми, кому вы уже успели нагрубить. Это приведет к положительным изменениям в отношениях с окружающими.
Научитесь владеть собой в стрессовых ситуациях. Сложно дать общие советы, ведь все люди индивидуальны, все по-разному воспринимают ситуацию и реагируют на нее. Но все же попробуем.
Если вы попали в стрессовую ситуацию, постарайтесь успокоиться. Сосчитайте до десяти, делая глубокие вдохи-выдохи.
Если вы не можете изменить сложившуюся ситуацию, то постарайтесь изменить свое отношение к ней. Представьте эту ситуацию в будущем и спросите себя, будет ли она вас потом так волновать, как сейчас. Скорее всего, нет, так стоит ли сейчас так нервничать?
Найдите в сложившейся проблеме что-нибудь позитивное. Ведь у каждой ситуации есть две стороны: как отрицательная, так и положительная.
Иногда стоит промолчать, чтобы потом не сожалеть о вырвавшихся в гневе словах. Поработайте с дыханием, успокойтесь и только потом начинайте разговор.
Если спор никак не предотвратить, не направляйте критику на личность, а только на ситуацию.
Надеемся, что эти советы помогут и в налаживании личных отношений.
Следующее высказывание Конфуция гласит: «За несправедливость платите справедливостью, за добро – добром». Если посмотреть на ответные поступки людей, то можно заметить, что многие за обиду стараются отплатить той же монетой, сильнее задеть своего обидчика. А если им оказали что-то хорошее, то отвечают благосклонностью. В результате получается, что человек не хозяин своих поступков, им управляют окружающие. Так неужели стоит позволять окружающим решать за вас, каким вам быть? Мудрый человек не пойдет наперекор своему внутреннему миру и на зло ответит добром, на несправедливость – справедливостью. Ведь вокруг человека, в душе которого царит мир и добро, даже аура особенная. А у того, кто сделал подлость, на душе останется тяжелый груз. Кстати, и закон бумеранга гласит, что всё сделанное человеком возвращается к нему же обратно, да еще и с двойной силой. Добро вернется добром, а зло отплатит негативом. Добрые намерения запускают добрую волну, делают наш мир лучше и ярче. Постарайтесь освободиться от ярости, обид, агрессии, негатива, ведь они могут испортить не только ваше настроение, но и всю жизнь. Поэтому «работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» – так сказал Конфуций много веков назад.
«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни». Так ли нужна мягкость в отношениях к другим людям? Был ли прав Конфуций?
Давайте попробуем разобраться, что же подразумевается под мягкостью?
Мягкость – это доброта, отзывчивость, тактичность в поведении или поступках, способность переживать людям. Это высокое душевное качество помогает слабому человеку обрести внутреннюю силу, а сильному человеку – стать тоньше. Мягким может быть только сильный человек, который не нуждается в одобрении окружающими своих поступков. Мягкость позволяет обрести человеку спокойствие и в мыслях, и в действиях, оптимистическое отношение к жизни. Человек понимает не только свои возможности, но и возможности окружающих людей. Мягкость освобождает человека от грубости и озлобленности, помогает выстроить отношения.
Чтобы развить в себе мягкость, научитесь не спеша выслушивать мнение собеседника и принимать его суждения и выводы. Участвуйте в благотворительных акциях, от чистого сердца оказывайте помощь нуждающимся. Будьте внимательны к окружающим и изживайте в себе излишнюю прямолинейность, грубость, деспотичность.
Уроки отношений между родителями и детьми от Конфуция
Любовь. Счастье. Эти чувства в полной мере можно испытать только в семье. Когда рядом любимый муж, любимая жена, дети. Если в доме царят любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, то все трудности такая семья преодолеет.
А вот что такое счастье семьи и как быть счастливым всем вместе? Как создать счастливую семью? Над этим вопросом уже много веков думают ученые и философы. Рассуждения на эту тему есть и Конфуция. Особое внимание этот древний китайский мудрец уделял отношениям между родителями и детьми.
«Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».
Еще до распространения христианства было принято, чтобы младшие уважали старших, дети почитали своих родителей. Но в наше время этот важный древний наказ предков стал забываться. Дети не только не уважают родителей, но и оскорбляют их, не заботятся о них, когда они потеряют свое здоровье. А ведь почитания родителей требует сама природа: именно родители подарили жизнь своим детям, воспитали, дали образование, охраняли их жизнь, смотрели за каждым их шагом, радовались удачам, помогали преодолевать препятствия. Родители готовы пожертвовать всем, чтобы их дети были счастливы.
Как же воспитать своих детей, чтобы они потом уважали своих родителей?
Поговорка не зря гласит «яблочко от яблоньки»… Как мы относимся к своим родителям, так потом наши дети будут относиться к нам. Именно родители прививают ребенку отношение к внешнему миру. Личный пример взрослых – самый лучший для них урок. И такие уроки надо показывать сыновьям и дочерям в самом младенчестве. Наукой доказано, что уже к концу первого месяца жизни малыш начинает понимать изменения в интонации голоса, а к десяти месяцам обращает внимание на выражение лица матери и каким тоном она произносит слова. Если мать дружелюбна с незнакомыми людьми, то и младенец тоже начинает с ними общаться. Понаблюдайте за своими детьми, и вы найдете доказательства этим научным предположениям. Дети – это маленькие «повторюшки». С первого года жизни они копируют поведение взрослых. Обратите внимание, как вы относитесь своим родителям, проанализируйте свое поведение, ведь через несколько лет ваши поступки и ваше поведение повторят ваши дети, но уже по отношению к вам.
Конечно, если родители честны, искренне любят своих детей, заботились о них всю свою жизнь, то и исполнять сыновний долг перед ними не сложно. А как быть, если родитель зол, ворчлив, жаден, эгоистичен? Конфуций говорил: «…будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».
Конфликты поколений. Почему они возникают? Характер человека с возрастом меняется. С годами спокойные люди становятся раздражительными, капризными, обидчивыми. Причиной такого изменения часто являются нарушения гормонального фона организма, поэтому не спешите злиться на родителей: наступит день, и вы займете их место. Найдите время и навестите их, позвоните, будьте внимательнее. Придумайте им какое-нибудь занятие, чтобы они чувствовали себя полезными и нужными.
«Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью».
В конфуцианской философии сыновней почтительности отводилась большая роль. Но Конфуций имел в виду не только уважение родителей, но и уважение всех предков, а также народного правителя. Конфуций был уверен, что идеальный государственный строй нужно строить по принципу семейных отношений, в которых царит уважение и забота.
Мы же с вами рассмотрим сыновнюю почтительность, почему она так важна в семейных отношениях. Что такое почтительность? Почтительность – это искреннее и глубокое чувство благодарности к кому-нибудь, уважение. «Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью». Конфуций хотел сказать, что почтительный сын не доставляет проблем родителям свои поведением, своими поступками.
В начале главы мы говорили о том, как важно уважительно относится к старшему поколению. Но в наше время это сделать становится все сложнее. Если посмотреть на современные семьи, можно увидеть такие картины: бабушка воспитывает свою взрослую дочь прямо при внуках, муж критикует жену, не стесняясь в выражениях, при детях, жена платит ему той же монетой. О воспитании уважения к старшим в этих семьях уже речи не идет. Но даже если в семье и царят добрые уважительные отношения, ребенок ведь не замкнут в стенах квартиры, он посещает детские учреждения, играет с ровесниками, на его воспитание оказывает влияние и окружающая среда, в которой все чаще стал царить дух неуважения ко всем и вся.
Как воспитывать уважение к родителям? Готовых рецептов нет, ведь жизнь очень разнообразна, что подходит для одной семьи, совершенно неприемлемо в другой, но вот ряд общих советов.
Требования родителей к ребенку должны быть согласованы. Например, если отец не разрешает ребенку долго сидеть за компьютером, то и мать тоже должна поддерживать требования отца. Родители никогда не должны выяснять отношения между собой при детях. Все споры допустимы только в отсутствие ребенка.
Чтобы воспитать у сына или дочери уважение к старшим, будьте сами почтительны с другими людьми, воспитывайте ребенка на собственном примере. Никогда ни критикуйте своих родителей, особенно при детях. Постарайтесь жить отдельно, чтобы не возникали конфликты поколений, но при этом постоянно навещайте своих родителей, заботьтесь о них и приучайте к этому своих детей.
Нельзя чересчур баловать детей, строгость тоже должна присутствовать в воспитании. Используйте политику кнута и пряника. Но под кнутом подразумеваются не физические наказания, а серьезный разговор с ребенком с должными объяснениями.
Почему вредно баловать детей? Рассмотрим такой эпизод из жизни. В семье родился малыш, его балуют, лелеют, сдувают с него пылинки. Малыш подрос, вот ему уже пять лет, и в общественном транспорте можно наблюдать такую картину. Бабушка зашла с внуком в автобус. Пассажиры уступили ей место, но она сама не садится, а усаживает своего дорогого внука и старается чуть ли не грудью защитить его от автобусной давки, а сама при этом с трудом стоит на ногах. Конечно, став взрослым, этот внук не уступит места старшим.
Очертите границу дозволенного. Ребенок еще мал, он не осознаёт, что хорошо, а что плохо. Что такое дисциплина, малыш должен знать с раннего возраста. Мы не имеем в виду «ежовые рукавицы». Дисциплина – это разумный порядок. А пример должны показать родители.
Если в семье царит мир и согласие, то уважение к родителям и почтительное отношение к старшим воспитать намного легче.
Уважайте своего ребенка как личность.
«Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь, – снисходительность». Снисходительность требует мудрости, понимания, терпения. Снисходительное отношение к детям значит умение прощать какие-то их проступки, терпимее относиться к их ошибкам. Поэтому суть снисходительности – это восприятие детей как маленьких личностей. Необходимо уже с первых минут жизни видеть в малыше личность. Ведь человека воспитывает не только слово, но интонация голоса, эмоциональный настрой. В будущем дети будут отражать манеру разговора родителей. И, конечно, недопустимо критиковать ребенка. Такие обидные слова и фразы, как «тихоня», «неумеха», «у тебя ничего не получится», во-первых, программируют будущее ребенка, во-вторых эти слова вернутся к нему обратно, когда уже его дети станут взрослыми. Критиковать намного легче, чем хвалить. Но постарайтесь изменить свое поведение, будьте снисходительны, поощряйте своих детей: «Какой ты у меня умничка. У тебя все получится! Ты самый хороший». Детям необходимо чувствовать, что они любимы в семье и их принимают такими, какие они есть, и тогда таланты и способности вашего ребенка раскроются.
«В древности не давали легкомысленного слова из опасения посрамиться неисполнением его».
Умение держать данное слово очень важно в семье, в семейных отношениях. Не стоит бросаться обещаниями, когда вы точно знаете, что их не выполните. Таким поведением вы понижаете уровень доверия других людей к себе. Поставьте себя на место того человека, которому вы что-то пообещали, он ждал от вас помощи, надеялся. И чем сильнее была эта надежда на вас, тем сильнее человек разочаровался в вас, а, как известно, разочарования перерастают в обиду, снижают доверие.
Что значит «держать слово»? Это способность выполнить обещание, данное другому человеку, несмотря на преграды; умение отвечать за то, что вы сказали. Как же научиться держать данное слово?
В первую очередь стоит понять, что каждое выполненное вами обещание повысит вашу самооценку, сделает вас более уверенным человеком. Вы научитесь добиваться поставленных целей. Да, именно так: держать слово выгодно, прежде всего, вам, поэтому стоит поработать над этим своим качеством.
Невыполненные обещания угнетают, заставляют испытывать муки совести, ухудшают вашу репутацию.
Прежде чем дать обещание, хорошо подумайте, сможете ли вы его выполнить, учитывайте свои возможности. Не поддавайтесь эмоциям, вначале успокойтесь, а только потом пообещайте, что вы исполните просьбу. Указывая сроки выполнения обещания, учитывайте, что могут быть форс-мажорные обстоятельства, поэтому лучше иметь запас времени.
Не обещайте того, что вы выполнить не сможете, научитесь говорить «нет».
Записывайте данные вами обещания, это поможет вам не забыть их и выполнить все в срок. Не забывайте даже про пустячные обещания. Их необходимо выполнить в первую очередь. Каждое данное обещание важно.
Если все же так сложились обстоятельства, что вы не смогли выполнить данное слово, предупредите об этом человека, которому вы обещали. Проанализируйте, почему вам это не удалось.
Выработайте тактику исполнения обещания. Начните с себя. Пообещайте вначале себе выполнить что-то важное и выполните. Так вы быстрее поймете, насколько крепкая у вас сила воли.
И в завершение главы хочется добавить: не гоняйтесь за призрачным счастьем, ведь оно совсем рядом с вами – в вашей семье. Берегите ее!