Карл Генрих Маркс

КАРЛ МАРКС

(1818–1883)

Немецкий мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма. Идеи марксизма оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX–XX веков. Главный труд Маркса - "Капитал" (т. 1, 1867); 2 и 3 тома подготовил к изданию Ф. Энгельс (1885 и 1894). Основные труды: "Экономическо-философские рукописи" (1844), "К критике гегелевской философии права" (1844), "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845–1846), обе совместно с Ф. Энгельсом; "Нищета философии" (1847), "Критика Готской программы" (1875).

Детство Маркса прошло в Трире, городе Рейнской области. В экономическом и политическом отношении это была одна из наиболее развитых частей Германии.

Отец мальчика Генрих Маркс - личность талантливая, незаурядная - относился к сыну с необычайной нежностью, заботился о его духовном развитии. Вся атмосфера в доме благоприятствовала тому, чтобы детская душа тянулась к знаниям, добру, справедливости.

Карл был крещен в возрасте шести лет в евангелической церкви города Трира в Пруссии по просьбе его отца, который отказался, таким образом, от семейной веры. Позже Карл сам отверг религию, заявив, как известно, что она является "опиумом для народа".

Когда Карлу исполнилось двенадцать, он поступил в местную гимназию. Учеба давалась легко - особенно при изучении тех дисциплин, где требовались творческая самостоятельность, живое воображение. Маркс успешно овладевал латинским и греческим языками, легко читал древние тексты. По-видимому, именно любовь к древним языкам привила ему тот логичный и в то же время живой, полный иронии стиль, отличавший его произведения. Преуспевал Маркс и в математике.

После окончания гимназии Маркс поступил в Боннский университет. Проучился он там недолго - всего год: поиски жизненного пути привели Маркса на юридический факультет Берлинского университета. Здесь все еще "витал дух" великого Гегеля. И это, несомненно, подтолкнуло впечатлительного, жаждавшего всесторонних познаний Маркса наряду с занятиями юриспруденцией, историей, теорией искусства, иностранными языками взяться за глубокое изучение философии. Он штудирует многие труды, в том числе работы Гегеля и большинства его учеников.

Маркс сблизился с младогегельянцами (представителями одного из течений последователей знаменитого философа).

Начиная с 1839 года философия стала для Маркса главным делом жизни. И уже скоро напряженная умственная работа принесла свои плоды. В 1841 году его диссертация "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" была отмечена дипломом доктора философии. Несмотря на то что Маркс еще оставался в своей работе сторонником учения Гегеля, она стала заметной вехой в его духовном развитии: он провозгласил принцип активного отношения философии к действительности, заявил о своих атеистических взглядах.

К этому же времени относится начало политической деятельности Маркса В октябре 1842 года он становится одним из сотрудников и редакторов "Рейнской газеты", чьи статьи определяют ее направленность. Он призывал к революционной борьбе за демократические свободы Разумеется, подобные призывы серьезно беспокоили прусское правительство. Цензура "вымарывала" каждый выходивший в свет номер. Маркс тяжело переносил такое вероломство властей. "Противно быть под ярмом - даже во имя свободы, противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами", - писал он. В начале 1843 года правительство добилось своей цели, закрыло "Рейнскую газету".

В июне того же года в жизни Маркса произошло и счастливое событие: он вступил в брак с Дженни фон Вестфален. В Дженни, дочь барона, Карл влюбился, когда ему было еще шестнадцать. Дженни была умной, благородной и немного тщеславной. Из многочисленных своих поклонников она выбрала Маркса, которого ласково называла "маленьким черным дикарем". Обе семьи были против этого брака. Медовый месяц молодые супруги провели в Швейцарии. Их первенец родился в Париже.

Переезд в Париж был вызван во многом тем, что редактору слишком "неудобной" для правительства газеты сделали предложение перейти на прусскую государственную службу, Маркс воспринял это как плохо замаскированный подкуп и с негодованием отверг его.

Первый приезд Маркса в Париж - наиболее памятный и значительный. Именно в 1843–1844 годах завершился его переход на революционно-коммунистические позиции, именно тогда зародилась дружба с Фридрихом Энгельсом, сыном богатого фабриканта.

В феврале 1844 года вышел единственный номер журнала "Немецко-французский ежегодник". Маркс впервые высказал мысль о том, что коммунистическое преобразование общества - единственно реальный путь преодоления ограниченности буржуазной революции и освобождения человека от социальных, национальных и других оков.

В Париже Маркс принимает активное участие в деятельности немецкой эмиграции, сотрудничает в газете "Вперед!". Но в январе 1845 года французские власти в угоду прусскому правительству выслали редакторов и сотрудников газеты из страны. Маркс с семьей переезжает в Брюссель.

Здесь ему пришлось испытать немало невзгод и лишений - по сути дела, он остался без средств к существованию. Единственный источник мизерных доходов - гонорары за статьи по вопросам текущей политики - оказался закрытым: брюссельская полиция в знак солидарности с прусскими властями запретила Марксу публиковать что-либо в прессе. На помощь пришел его верный друг Фридрих Энгельс. Он организовал сбор средств среди сторонников и единомышленников Маркса в Рейнской области, выслал часть гонорара за свою книгу "Положение рабочего класса в Англии".

Поддержка соратников окрыляет Маркса, он с головой уходит в работу. Вместе с Энгельсом примерно за шесть месяцев заканчивает рукопись "Немецкой идеологии", делает черновые наброски "Тезисов о Фейербахе", создает другие произведения, в которых сформулировал исходные положения нового мировоззрения.

Весь предшествующий опыт классовой борьбы и теоретический анализ привели Маркса и Энгельса к выводу, что только революционная рабочая партия сможет поднять, организовать и повести рабочий класс на слом старого мира. Соратники направляют все свои усилия на создание революционной партии. Еще в начале 1846 года Маркс организует Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет, который поддерживал связи с комитетами и группами в Великобритании, Франции, Германии. В июне 1847 года в Лондоне при участии Энгельса состоялся первый конгресс Союза коммунистов. Реорганизованный Марксом и Энгельсом Союз коммунистов заложил основы всей последующей истории революционного рабочего движения. На втором конгрессе союза в Лондоне им поручили написать его программу, и они ее написали. В феврале 1848 года вышел в свет знаменитый "Манифест Коммунистической партии".

Революция 1848–1849 годов стала первой исторической проверкой марксизма.

Известие о свержении парижского "короля банкиров" Луи-Филиппа вызвало бурю восторга в Брюсселе. Ликующий народ запрудил улицы. Власть тут же стянула к городу войска. Маркс, незадолго до этого получивший наследство, отдал несколько тысяч франков на вооружение рабочих. Бельгийская полиция, напуганная активной революционной деятельностью Маркса, поспешила выслать его за пределы страны. Он снова оказался во Франции, но всеми своими помыслами стремился к себе на родину. После мартовских баррикадных боев на улицах Берлина, когда реакция под началом прусского короля Вильгельма ослабила свои позиции, немецкие эмигранты в Париже получили возможность вернуться в Германию. В апреле 1848 года Карл Маркс пересек границу и снова увидел родные пейзажи.

В Кёльне он приступает к изданию "Новой Рейнской газеты". Маркс и Энгельс четко определили программу печатного органа, ликвидацию прусских и австрийских государств и создание единой республиканской Германии.

Маркса называли душой редакции. Он определял стратегическую линию газеты, распределял среди сотрудников задания, вел обширную переписку, редактировал, распоряжался финансами. Когда издание оказалось в тяжелом материальном положении, он пожертвовал значительную сумму денег из наследства отца.

Маркс стал одним из руководителей кёльнского Демократического общества, входил в Рейнский окружной комитет демократов. В июне Маркс снова уехал во французскую столицу, но и здесь реакция продолжала его преследовать. Пришлось перебраться в Великобританию. Лондон стал для Маркса колыбелью многих теоретических разработок.

Классические выводы Маркс разработал в своем главном произведении - "Капитале". Они родились в результате многолетнего, кропотливого труда. Маркс приступил к детальному изучению политэкономии капитализма с середины сороковых годов, не без основания считая, что именно эта сфера исследования позволит ему понять специфические законы капитализма, раскрыть "анатомию гражданского общества". В письме к Энгельсу зимой 1857 года он признавался, что работает "как бешеный", все ночи напролет. Месяц спустя писал опять: "Я чересчур злоупотреблял ночной работой…"

В январе 1859 года работа над экономической рукописью была завершена. В ней, по сути дела, заключался план создания шести книг, о капитале, земельной собственности, наемном труде, государстве, внешней торговле и мировом рынке.

У автора, однако, не было ни гроша, чтобы переслать рукопись издателю. Один из первых биографов Маркса - Франц Меринг писал с грустной иронией по поводу того, что счета не сходились у этого классического теоретика денежного обращения. Деньги всегда были больным местом Маркса. Он отказался быть "машиной, производящей деньги", поэтому его семья всегда жила на то, что он зарабатывал сочинительством, а также на помощь родственников Дженни и Энгельса. Дети Маркса были научены говорить всем, кто приходил к ним в дом, требуя оплаты какого-нибудь очередного счета или долга - "Господина Маркса нет дома".

Как всегда, на помощь приходит Энгельс. Благодаря его стараниям рукопись попадает к издателю и вскоре публикуется под названием "К критике политической экономии. Первый выпуск" Маркс считал, что его труд - лишь первый подступ к теме, требующей своего дальнейшего развития. Таким продолжением и стал "Капитал", в котором он реализовал план создания одной из шести книг, набросанный в работе "К критике политической экономии".

Под влиянием идей Фейербаха Маркс отверг гегелевское понятие Абсолютного духа и в центр своей философии стремился поставить человека и человеческое сознание. Социальные отношения, которые связаны с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он стал рассматривать как определяющие силы человеческой истории. Общественные отношения, которые возникают на определенной стадии развития общества, говорит Маркс, соответствуют стадии развития материальных сил производства, и все это в комплексе составляет экономическую структуру общества Он писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции. В то же время Маркс подчеркивает, что ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества. Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода и рабочим и т. д. Они составляют экономическую структуру общества и являются основой политической, моральной и духовной надстройки.

Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направлении более высокого самосознания, так Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и физическую, а не на духовную реальность. Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности. Поэтому условия существования человека должны быть изменены посредством упразднения частной собственности и системы труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком.

Все это должно привести к освобождению людей от условий, при которых они все видят все под углом зрения рынка. Маркс сразу же после выхода в свет своего первого экономического исследования приступает к этой работе. Изо дня в день, долгие часы он просиживал за книгами в библиотеке Британского музея, подробно конспектируя прочитанное Но все же основное теоретическое осмысление всего проходило дома, за письменным столом скромно обставленного кабинета.

По своему обыкновению, Маркс работал не щадя своих сил. Лишь иногда, почувствовав усталость, откладывал рукописи и отдыхал за высшей математикой. И все же переутомление давало о себе знать - он жаловался на недомогание и боли в печени. "Поверьте мне, - читаем в одном из его писем Женни Маркс, - вряд ли какая-нибудь книга писалась в более тяжелых условиях. "В конце марта 1867 года, после почти десятилетнего труда, первый том был готов к печати. Энгельс, сразу же извещенный об этом событии, не может сдержать радости: "Ура! От этого возгласа я не мог удержаться, когда наконец прочитал черным по белому, что первый том готов". В конце того же года "Капитал" вышел из печати.

В центре исследования - отношения, складывающиеся между капиталом и трудом, буржуазией и пролетариатом. Маркс стремился показать, что капитализм несет в себе самом семена собственного разрушения. Он утверждал, что капиталисты создают свою прибыль на основе прибавочной стоимости, которую они присваивают за счет рабочих. Поэтому по мере развития капитализма соотношение труда и капитала постоянно меняется. А это значит, что доля прибыли должна в конце концов падать, что ведет к подрыву капитализма.

Жажда прибавочной стоимости у капиталиста безгранична, она вызывается всем ходом развития капиталистического производства, ведь капиталист, если он не хочет разориться, должен вновь и вновь повторять процесс производства прибавочной стоимости.

В первом томе "Капитала" Маркс приводит высказывание журнала "Куотерли ревьюэр", характеризующее неуемную алчность буржуазии. "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".

В письме Энгельсу 24 августа 1867 года Маркс писал, что в его книге самое лучшее - это открытый им двойственный характер труда товаропроизводителя. Двойственность труда состоит в том, что он одновременно выступает как конкретный труд, создающий потребительную стоимость товара, и как абстрактный труд, создающий стоимость товара. Открытие им производственных отношений дало ключ к раскрытию всех особенностей товарного производства.

По характеристике Маркса, "капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства - рабочей силой". Этот способ производства основан на беспощадной эксплуатации и присвоении чужого труда.

Наряду с титанической научной работой К. Маркс продолжал активно участвовать в революционном движении. Ему принадлежит ведущая роль в организации Международного Товарищества Рабочих - I Интернационала, учредительный съезд которого состоялся в 1864 году. Он возглавил его руководящий орган - Генеральный совет, подготовил Учредительный манифест Международного Товарищества Рабочих и Временный устав Товарищества, где изложил программные положения, в которых определил революционную направленность Интернационала и развил идеи пролетарского интернационализма.

В последние годы своей жизни Маркс с обычным усердием занимался дальнейшим совершенствованием революционной теории, формированием пролетарских партий в других странах и укреплением интернациональных связей между ними.

Глубокий интерес проявлял Маркс к России. Его связи с представителями революционного движения этой страны с каждым годом расширялись. Он хорошо знал и высоко ценил русскую демократическую литературу, был глубоко убежден - Россия может сыграть важную роль в мировом революционном процессе. В июне 1858 года Маркс писал о том, что существует еще одна великая держава, которая десять лет тому назад чрезвычайно энергично сдерживала напор революции. А теперь, отмечал он, у нее самой под ногами накопился горючий материал, который, при сильном порыве ветра с Запада, может внезапно воспламениться.

Симптомы войны крепостных крестьян внутри России настолько очевидны, убежденно заявил Маркс, что самим местным властям приходится для объяснения этого необычайного брожения обвинять в нем Австрию, будто бы с помощью тайных эмиссаров распространяющую по всей стране социалистические и революционные учения.

В течение жизни на долю Маркса не раз выпадали тяготы эмиграции. В жертву делу своей жизни, борьбе за торжество коммунизма он принес, по его собственным словам, здоровье, счастье и свою семью. На вопрос: "Ваше представление о счастье?" Маркс отвечал - "Борьба". Жена и верный друг Дженни разделяла с мужем все горести его беспокойного бытия, скитания, нищету, яростную травлю. Из семи их детей выжили лишь три дочери - Женни, Лаура, Элеонора.

Жена была ближайшим помощником и советчиком Маркса, его "добрым гением". Несмотря на семейные заботы, она многие годы была его незаменимым секретарем, переписывала его сочинения. Женни вела переписку с деятелями международного рабочего движения. Когда она скончалась, Энгельс обронил фразу "Мавр умер тоже" (близкие и члены семьи уважительно-шутливо называли Маркса Мавром). Энгельс знал, что Карл и Женни буквально не могли жить друг без друга. Величие ума Маркса признавали многие его современники. Тем, кому приходилось общаться с выдающимся мыслителем, говорили и писали о всеобъемлющем характере гения Маркса, колоссальной эрудиции, покоряющей мощи таланта. Когда одного из современников Маркса спросили, какое впечатление на него произвел вождь I Интернационала, он, подумав, назвал его Аристотелем.

Впрочем, были и другие, еще более образные сравнения: "Представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля в одном лице… И перед тобою будет доктор Маркс", - так, к примеру, писал в 1841 году своему другу молодой почитатель таланта Маркса Гесс.

После выхода "Капитала" друзья Маркса организовали публикацию в одной из газет заметок рекламного характера, что вызвало резкий протест Маркса. "Подобные вещи, - заявил он, - я считаю скорее вредными, чем полезными, и недостойными человека науки. Так, например, издатели Энциклопедического словаря Мейера уже давно писали мне и просили мою биографию. А я не только не дал ее, но и на письмо не ответил".

В начале 1880-х годов здоровье Маркса ухудшилось. За короткое время ему довелось выдержать два страшных удара. В декабре 1881 года умерла жена, а в январе 1883-го - старшая дочь Женни. Это подорвало последние силы 14 марта 1883 года Маркса не стало.

Хоронили его 17 марта на Хайгетском кладбище в Лондоне. Над могилой своего друга Энгельс пророчески сказал: "И имя его, и дело переживут века".

Марксистская теория оказала большое влияние на многих мыслителей XIX и XX века. В XX веке под влиянием марксизма возникло философское течение под названием неомарксизм (Франкфуртская школа), которое интерпретировало идеи Маркса под углом зрения современности.

Факты
  • Предки Карла Маркса по отцовской линии происходят из нынешней Украины. Бабушка Карла Маркса, Ева Мозес Львув, происходила из семьи львовских евреев и перебралась в немецкий Трир, вероятно, во времена австрийской императрицы Марии-Терезии, которая не отличалась лояльным отношением к евреям. Средневековые метрики указывают, что среди предков Маркса были также и выходцы из Луцка.
  • Сам Карл Маркс не может считаться выкрещенным евреем, поскольку уже его отец за год до рождения Карла был крещен в пресвитерианской церкви, а в 1824 году был крещен и сам Карл. В то время определяющим для отношения к человеку было не этническое происхождение, а конфессиональная принадлежность.
  • В юности Маркс находился под влиянием Генриха Гейне и пробовал писать стихи. Правда, друг Маркса, Фридрих Энгельс был лучшим поэтом.
  • Докторскую диссертацию Маркс защитил в возрасте 23 лет. Диссертация Маркса касалась анализа учений Демокртита и Эпикура. Правда, защита в Йенском университете была более чем условной: при защите не предполагалось ни рецензирование, ни публичный диспут, а диплом выдавался за считанные дни. При этом доктор Маркс не читал лекционный курс. Поэтому современники сначала довольно скептически относились к «докторству» Маркса.
  • На момент написания «Манифеста Коммунистической партии» Марксу не исполнилось и 30 лет, его соавтору Энгельсу было 27. Поэтому в этой работе немало юношеского максимализма, а некоторые пункты были пересмотрены позже самими авторами.
  • У Карла Маркса и его жены, Женни фон Вестфален, было семеро детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Еще при жизни Маркса ходили упорные слухи о внебрачном сыне Маркса и его горничной. Мальчика воспитывал Фридрих Энгельс, а позже — приемные родители, которым Энгельс платил алименты. На своей жене, немецкой аристократке, Маркс был женат в течение 40 лет.
  • Сам Карл Маркс считал, что самым весомым его вкладом в сокровищницу мировой науки станут исследования о двойственном характере труда и анализ разновидностей добавленной стоимости.
  • По воспоминаниям современников, русский революционер-анархист Михаил Бакунин (сначала друг, а потом — оппонент Маркса), в Лондоне вызывал Маркса на дуэль, поскольку Маркс назвал Бакунина «русским шпионом». Маркс от дуэли отказался.
  • Несмотря на то, что Фридрих Энгельс был ближайшим другом Маркса, его спонсором и благодарным последователем, во многих моментах Маркс и Энгельс не были единомышленниками. В частности это касалось текущей политики — скажем, отношения к «турецкого вопросу» в 1878 году, акции Гарибальди и оценок Парижской коммуны.
  • Несмотря на распространенное представление, в Российской империи произведения Маркса долгое время не запрещались, а активно пропагандировались. В 1870 году в российских изданиях вышло более 150 рецензий на произведения Маркса.
  • В 1881 году в Киевском университете профессор Николай Зибер читал курс лекций по экономической теории Маркса.
  • Украинец Сергей Подолинский был одним из корреспондентов Маркса, активно переписывался с ним и пропагандировал марксистские идеи.
  • Несмотря на распространенное мнение, Маркс не был словянофобом и не относился к славянским народам «с ненавистью». Как последователь Гегеля, он относился к славянам как к представителям «неисторическим» наций, хотя на самом деле подобное отношение в то время было характерным для многих мыслителей.
  • В 1881 году российские революционерка Вера Засулич написала письмо Марксу, в котором попросила объяснить пути воплощения марксистской теории в России. Маркс долго думал над письмом Засулич (известно три черновика ответа общим объемом 22 страницы текста, хотя конечный вариант сократился лишь до двух страниц). Он считал, что его теория базируется на немецкой, французской и английской социологии, а русская община является тормозом на пути к торжеству дела пролетариата. То есть, марксизм должен был утвердиться сначала в Западной Европе, а в России — «потом».
  • Согласно Ленину, тремя источниками марксизма были немецкая классическая философия, английская экономика и французский утопический социализм. Тремя составляющими марксизма стали диалектический материализм, научный коммунизм и политэкономия. В среде философов были предложения считать Маркса вершиной немецкой классической философии.
  • Бисмарк никогда не говорил о Марксе слова, которые ему приписывают — «Этот бухгалтер еще заставит мир наплакаться».
  • Мы часто употребляем слова Маркса, не задумываясь над их авторством. В частности, афоризмы «Религия — опиум для народа» и «История повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй раз — в виде фарса».
  • В 1904 году в Московском университете были определены четыре крупнейших мировых мыслителя. Ими стали Данте, Вольтер, Маркс и Моммзен. Изображения этих четырех личностей украшали издания Московского университета аж до Первой мировой войны.
  • Маркс большую часть жизни прожил и умер апатридом — человеком без гражданства и подданства. Маркс так и не стал почетным гражданином родного города — Трир. Интересно, что до 2010 года почетным гражданином Трира был Адольф Гитлер.
  • Работа (наиболее контраверсийная) Маркса «Тайная дипломатия Восемнадцатого века» была впервые издана через 12 лет после смерти, а в СССР впервые опубликована в 1990 году (хотя отрывки и цитаты из этой работы неоднократно публиковались даже в университетских учебниках).
  • Племянник Карла Маркса в 1891 году основал всемирно известную фирму «Philips».
  • Современный марксизм насчитывает более 50 течений. Из 20 крупнейших мыслителей современности по версии Гарвардского университета 12 позиционируют себя как марксисты или неомарксисты (среди них — Славой Жижек, Жак Рансьер, Антонио Негри, Джон Грей, Альберто Тоскано, Петер Слотердайк).
  • Большинство украинских диссидентов в 50- 60-е годы критиковали советский режим с позиций марксизма и за отход от марксизма.
  • Снос памятников Марксу в Украине незаконен — согласно закону о декоммунизации, Маркс не подпадает под определение тех личностей, которые несут вину за геноцид или голодомор, однако его «декомунизировали», что называется, «за компанию».
  • В день 200-летия Маркса 5 мая 2018 года президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал не отождествлять Карла Маркса с делами некоторых его последователей. В Евросоюзе выпущена специальная юбилейная банкнота номиналом 0 евро с изображением Карла Маркса.
Цитаты
  • Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом.
    Карл Генрих Маркс
  • Печать — это наиболее общий для индивидов способ раскрытия их духовного бытия. Она руководствуется уважением не к отдельным личностям, а только к разуму.
    Карл Генрих Маркс
  • Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижёре.
    Карл Генрих Маркс
  • Что такое болезнь, как не стеснённая в своей свободе жизнь?
    Карл Генрих Маркс
  • Счёт — это первый свободный теоретический акт рассудка ребенка.
    Карл Генрих Маркс
  • Всякое начало трудно,— эта истина справедлива для каждой науки.
    Карл Генрих Маркс
  • …Сколь ужасно спасение, которое даёт самообман!
    Карл Генрих Маркс
  • Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.
    Карл Генрих Маркс
  • Я знаю только одно, что я не марксист.
    Карл Генрих Маркс
  • «Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.
    Карл Генрих Маркс
  • Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность…
    Карл Генрих Маркс
  • Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека.
    Карл Генрих Маркс
  • …Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
    Карл Генрих Маркс
  • На плоской равнине всякая кочка кажется холмом…
    Карл Генрих Маркс
  • Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.
    Карл Генрих Маркс
  • Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.
    Карл Генрих Маркс
  • Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того чтобы зарабатывать.
    Карл Генрих Маркс
  • Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.
    Карл Генрих Маркс
  • Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг, Пока не сойду с ума и моё сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне.
    Карл Генрих Маркс
  • Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна и она — несчастье.Экономическо-философские рукописи 1844 года.
    Карл Генрих Маркс
  • …Теперешнее общество не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения.Капитал, т. 1.
    Карл Генрих Маркс
  • Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного.
    Карл Генрих Маркс
  • То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека.Экономическо-философские рукописи 1844 года.
    Карл Генрих Маркс
  • …Необходимо… очеловечить чувства человека,… создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.
    Карл Генрих Маркс
  • …Присвоение богатства в его всеобщей форме обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.
    Карл Генрих Маркс
  • Никогда ещё невежество никому не помогло!
    Карл Генрих Маркс
  • Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.
    Карл Генрих Маркс
  • Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия…
    Карл Генрих Маркс
  • Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
    Карл Генрих Маркс
  • В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растёт обесценение человеческого мира.
    Карл Генрих Маркс
  • Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
    Карл Генрих Маркс
  • Воображение, этот великий дар, так много содействовавший развитию человечества…
    Карл Генрих Маркс
  • В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе…
    Карл Генрих Маркс
  • Капитал национальности не имеет.
    Карл Генрих Маркс
  • Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
    Карл Генрих Маркс
  • Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.
    Карл Генрих Маркс
  • Быть чувственным значит быть страдающим.
    Карл Генрих Маркс
  • В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам.
    Карл Генрих Маркс
  • Религия — опиум народа.
    Карл Генрих Маркс
  • Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
    Карл Генрих Маркс
  • Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нём самом.
    Карл Генрих Маркс
  • …Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.
    Карл Генрих Маркс
  • Деньги — это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека.
    Карл Генрих Маркс
  • …Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.
    Карл Генрих Маркс
  • Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек.
    Карл Генрих Маркс
  • Смерть — великий миротворец.
    Карл Генрих Маркс
  • Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
    Карл Генрих Маркс
  • Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна.
    Карл Генрих Маркс
  • Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?
    Карл Генрих Маркс
  • Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.
    Карл Генрих Маркс
  • Любовь родителей наиболее бескорыстна.
    Карл Генрих Маркс
  • Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.
    Карл Генрих Маркс
  • Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.
    Карл Генрих Маркс
  • Искусство — это не зеркало, а молот, которым выковывают действительность.
    Карл Генрих Маркс
  • Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.
    Карл Генрих Маркс
  • Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.
    Карл Генрих Маркс
  • У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».
    Карл Генрих Маркс
  • … те вещи, потребление которых необходимо и количество которых безгранично, должны цениться ни во что; те же вещи, полезность которых равна нулю, а редкость достигает крайних пределов, должны иметь бесконечно большую цену.
    Карл Генрих Маркс
  • Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.
    Карл Генрих Маркс
  • Оставаться… скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.
    Карл Генрих Маркс
  • Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, — не может ни перескочить через естественные формы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов.
    Карл Генрих Маркс
  • Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для неё интересами, такого человека я называю «низким».
    Карл Генрих Маркс
  • Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.
    Карл Генрих Маркс
  • Сама задача возникает тогда, когда материальные условия её решения уже имеются на лицо или по крайней мере, находятся в процессе становления.
    Карл Генрих Маркс
  • …Мораль зиждется на автономии человеческого духа…
    Карл Генрих Маркс
  • Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.К критике гегелевской философии права (лето 1843 г.).
    Карл Генрих Маркс
  • …Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
    Карл Генрих Маркс
  • …Моральную силу невозможно создать параграфами закона…
    Карл Генрих Маркс
  • Собственность породила рабство как средство для своего производства…
    Карл Генрих Маркс
  • Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли.
    Карл Генрих Маркс
  • Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
    Карл Генрих Маркс
  • Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создаёт публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.
    Карл Генрих Маркс
  • Виктора-Эммануила тотчас же уведомили, что получение им Пиаченцы будет поставлено в зависимость от его хорошего поведения и что степень влияния итальянских государей в предполагаемой конфедерации всё ещё является предметом обсуждения. Окончательный удар был ему нанесён обсуждением вопроса о национальной принадлежности жителей Савойи; при этом дано было попять, что если Бонапарт помог Виктору-Эммануилу освободить Италию от ига Австрии, то последний едва ли сможет отказаться освободить Савойю от ига Сардинии. Эти угрозы скоро приняли осязаемую форму в виде волнения, начавшегося вдруг по сигналу из Парижа в феодальных и католических кругах Савойи.
    Карл Генрих Маркс
  • Национальное единство — вот чего желает Италия. Луи-Наполеон этого желать не может. Кроме Ниццы и Савойи, которые уже уступлены ему Пьемонтом как плата за его помощь в образовании королевства на Севере, он ждёт удобного случая, чтобы утвердить трон Мюрата на Юге, а трон своего двоюродного брата — в Центре.
    Карл Генрих Маркс
  • Каждый по способностям, каждому по потребностям!
    Карл Генрих Маркс
  • Всякий объект, включаемый — с одобрением или с порицанием — в кругозор печати, тем самым становится литературным объектом и, значит, объектом литературной дискуссии.
    Карл Генрих Маркс
  • …Родительская любовь — самое бескорыстное из всех чувств.
    Карл Генрих Маркс
  • Именно тот факт, что Россия, получив свое название в лучшем случае в ХVІІІ веке, претендовала на историческое наследие Руси, созданной на семьсот лет раньше, дал основания Карлу Марксу утверждать в своей работе «Разоблачение дипломатической истории XVIII века», что «Московская история пришита к истории Руси белыми нитками».
    Карл Генрих Маркс
  • … не только число рождений и смертных случаев, но и абсолютная величина семей обратно пропорциональна высоте заработной платы… Этот закон капиталистического общества напоминает массовое воспроизводство индивидуально слабых и постоянно травимых животных видов.
    Карл Генрих Маркс
  • Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д… Всё это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания.
    Карл Генрих Маркс
  • В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…
    Карл Генрих Маркс
  • Традиции всех прошедших поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
    Карл Генрих Маркс
  • Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.
    Карл Генрих Маркс
  • …Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению…
    Карл Генрих Маркс
  • Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развёрнутая истина…
    Карл Генрих Маркс
  • …Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель…
    Карл Генрих Маркс
  • История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
    Карл Генрих Маркс
  • Время — это простор для развития способностей…
    Карл Генрих Маркс
  • …Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого…
    Карл Генрих Маркс
  • …Воспитатель сам должен быть воспитан.
    Карл Генрих Маркс
  • Чувство… цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще.
    Карл Генрих Маркс
  • …Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства…
    Карл Генрих Маркс
  • Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
    Карл Генрих Маркс
  • …Печать превращает материальную борьбу в борьбу идейную, борьбу плоти и крови — в борьбу духовную, борьбу потребностей, страстей, эмпирии — в борьбу теории, разума, формы.
    Карл Генрих Маркс
  • Отказываясь от государства ради свободы, нам нечего терять, кроме с своих цепей.
    Карл Генрих Маркс
  • Истина так же мало скромна, как свет……Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.
    Карл Генрих Маркс
  • …Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.
    Карл Генрих Маркс
  • Бытиё определяет сознание.
    Карл Генрих Маркс
  • Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной ещё многих трагедий.
    Карл Генрих Маркс
  • Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и… даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей… Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.
    Карл Генрих Маркс
  • Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
    Карл Генрих Маркс
  • Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.
    Карл Генрих Маркс
  • Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд.
    Карл Генрих Маркс
  • Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.
    Карл Генрих Маркс
  • Великие кажутся нам великими лишь потому,Что мы сами стоим на коленях.Поднимемся!
    Карл Генрих Маркс
  • В ледяной воде эгоистического расчета буржуазия потопила священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
    Карл Генрих Маркс
  • Чувственная природа организма ребёнка — это первая связь, которая соединяет его с миром.
    Карл Генрих Маркс
  • Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров, между прочим, тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца.Капитал, т. 2.
    Карл Генрих Маркс
  • Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.
    Карл Генрих Маркс
  • Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!
    Карл Генрих Маркс
  • Свободное время — пространство для развития личности.
    Карл Генрих Маркс
  • Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.
    Карл Генрих Маркс
  • …Стыд — это уже своего рода революция… …Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобно льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.
    Карл Генрих Маркс
  • Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.
    Карл Генрих Маркс
  • Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа.
    Карл Генрих Маркс
  • Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие.
    Карл Генрих Маркс
  • …Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей…
    Карл Генрих Маркс
  • Новичок в политике, как и новичок в естественных науках, подобен живописцу, знающему только две краски, белую и чёрную, или, если угодно, чёрно-белую и красную.
    Карл Генрих Маркс
  • В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя.
    Карл Генрих Маркс
  • …Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами.
    Карл Генрих Маркс
  • Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов.
    Карл Генрих Маркс
  • Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования…
    Карл Генрих Маркс
  • …Только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно — та почва, на которой только и произрастают зрелые плоды.
    Карл Генрих Маркс
  • Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.
    Карл Генрих Маркс
  • Народ, порабощающий другой народ, куёт свои собственные цепи.
    Карл Генрих Маркс
  • Противно быть под ярмом — даже во имя свободы; противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами.
    Карл Генрих Маркс
  • Обыкновенные арфы звучат в любой руке; эоловы арфы — лишь тогда, когда по их струнам ударяет буря.
    Карл Генрих Маркс
  • Успех идей зависит от того, насколько масса «интересуется» известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. «Идея» неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.
    Карл Генрих Маркс
  • Государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.
    Карл Генрих Маркс
  • …Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.
    Карл Генрих Маркс
  • Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. Частный интерес всегда труслив, ибо для него сердцем, душой является внешняя вещь, которая всегда может быть отнята или повреждена.
    Карл Генрих Маркс
  • Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи. Скромность — это средство, сковывающее каждый мой шаг вперёд. Она есть предписанный свыше исследованию страх перед выводами, она — предохранительное средство против истины.
    Карл Генрих Маркс
  • Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.
    Карл Генрих Маркс
  • Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.
    Карл Генрих Маркс
  • Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.
    Карл Генрих Маркс
  • История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
    Карл Генрих Маркс
  • <a href="/tsitaty/447553-karl-marks-sam-trud-sama-zhiznedeiatelnost-sama-proizvodst/" title="Подробная цитата …Сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека рабочего
    Карл Генрих Маркс
  • …Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.
    Карл Генрих Маркс
  • Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.
    Карл Генрих Маркс
  • …В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни…
    Карл Генрих Маркс
  • …Смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги.
    Карл Генрих Маркс
  • Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.
    Карл Генрих Маркс
  • Революции — локомотивы истории.
    Карл Генрих Маркс
  • Всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени.
    Карл Генрих Маркс
  • Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое — это сила.
    Карл Генрих Маркс
  • Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.
    Карл Генрих Маркс
  • Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.
    Карл Генрих Маркс
  • …Для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости — важнее хлеба.
    Карл Генрих Маркс
  • Страна, которая, подобно древним Афинам, смотрит на прихлебателей, паразитов, льстецов, как на исключения, противоречащие народному разуму, как на юродство,— такая страна есть страна независимости и самостоятельности.
    Карл Генрих Маркс
  • Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.
    Карл Генрих Маркс
Читать по теме
Интересные статьи