Дмитрий Павлович Рябушинский
Рябушинский Дмитрий Павлович - (1882–1962) — русский ученый в области гидроаэродинамики, основатель первого в мире аэродинамического института. Родился в Москве 30/18 октября 1882 восьмым сыном в семье происходившего из крестьян крупного русского предпринимателя.
Получил среднее образование в Московской практической академии коммерческих наук — учебном заведении, созданном в целях подготовки коммерческих кадров для торгово-промышленных предприятий России. Окончил Академию в 1901 с золотой медалью и званием кандидата коммерции.
В 1899, после смерти отца, братья Рябушинские унаследовали большие состояния. Старшие братья Дмитрия сразу же активно включились в финансово-предпринимательскую деятельность, а Дмитрий всецело отдался науке.
Эпоха всеобщего увлечения воздухоплаванием начала 20 в. не обошла и молодого Рябушинского. Он решил использовать свое состояние для создания научно-исследовательского учреждения соответствующего профиля. Профессора Н.Е.Жуковский и В.В.Кузнецов активно поддержали эту идею, и к концу 1904 в Кучино (подмосковном имении Рябушинских) вырос хорошо оборудованный Аэродинамический институт. Первоначальная программа Института включала экспериментальное изучение аэродинамического сопротивления, практические аспекты аэродинамики вертолетов и аэропланов, а также наблюдение различных слоев атмосферы. На устройство института Дмитрий Павлович израсходовал до 1905 100 тысяч рублей.
Общее научное руководство Институтом осуществлял сперва Н.Е.Жуковский, числившийся его «почетным сотрудником». Д.П.Рябушинский был директором и ведал постановкой экспериментов, в которой проявил себя талантливым мастером. Злоязычная молва, часто сопутствующая талантам, стала приписывать все успехи молодого Рябушинского его капиталу и руководству Жуковского, в результате чего молодой и самолюбивый Дмитрий Павлович в 1906 отказался от повседневной помощи Жуковского и продолжил работу в Институте самостоятельно. Практически все исследования, помимо аэрологических наблюдений, велись в Кучино с 1906 по 1917 по собственным планам и при личном участии Рябушинского. В 1906–1914 он издал пять выпусков Бюллетеня Кучинского аэродинамического института (на французском языке) с результатами проводившихся научных работ. Последний, шестой выпуск Бюллетеня Рябушинский издал в 1920 уже в Париже
Одновременно он поступил в 1908 в Московский университет, который закончил в 1912, после чего был оставлен при кафедре теоретической и практической механики, возглавлявшейся Н.Е.Жуковским, «для приготовления к профессорскому званию». В 1916 Рябушинский выдержал экзамен на степень магистра и стал приват-доцентом университета. В очередном учебном году вел курсы теории упругости и аэродинамики. В 1916–1917 академическом году трижды выступал с научными докладами в Московском математическом обществе.
Еще в 1914 при праздновании десятилетия своего института Рябушинский сказал: «Задача аэродинамического полета разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема, — проблема перелета на другую планету. В Аэродинамическом институте в Кучино будут также предприняты исследования в этом направлении». Однако начавшаяся первая мировая война не дала возможности реализовать эти планы, встреченные тогда иронически всей российской и зарубежной научной общественностью.
В военные годы Кучинский институт выполнял поручения Артиллерийского комитета. Здесь, в частности, проводились испытания новой пневматической ракеты и модели пневматического бомбомета. Рябушинский занялся тогда ракетодинамикой, а также сконструировал портативную безоткатную пушку-миномет, успешные испытания которой проходили в Петрограде осенью 1916. Одновременно он предпринял один из первых расчетов реактивной силы при истечении газовой струи. К сожалению, обстоятельства времени воспрепятствовали внедрению первой и должному развитию второй из этих работ.
Октябрьский переворот 1917 полностью нарушил начинавшую устанавливаться после Февральской революции жизнь России. В этих условиях Дмитрий Павлович счел необходимым национализировать свой институт, обратившись в апреле 1918 в Наркомпрос РСФСР с просьбой «принять под свою защиту Институт с его лабораториями, библиотекой, архивом и хозяйственными постройками». В результате для руководства Институтом была создана коллегия, а заведывание им было поручено Д.П.Рябушинскому.
Однако положение всех Рябушинских в условиях начинающегося «красного террора» оказалось критическим, и Дмитрий Павлович принял тяжелое решение покинуть родину. Он испросил отпуск и при энергичнейшем содействии Российской академии наук выехал в октябре 1918 в Данию (посидев перед выездом некоторое время под арестом в Петроградском ЧК). Кучинский аэродинамический институт просуществовал после этого под своим первоначальным названием только до 1921. Затем он был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт.
После краткого пребывания в Дании Д.П.Рябушинский переехал в 1919 во Францию, где и оставался на протяжении всей последующей жизни. Летом 1922 он получил от Парижского университета ученую степень доктора наук — за две представленные им диссертации по гидродинамике, а в 1935 был избран членом-корреспондентом Парижской академии наук.
Без французского гражданства, которое он не хотел принимать, сохраняя «нансеновский» паспорт, Рябушинский испытал много трудностей. Тем не менее, при поддержке ведущих французских ученых-механиков он с 1922 сотрудничал с техническим управлением Министерства авиации Франции, а в 1929 стал заместителем директора созданной тогда Лаборатории гидромеханики при Институте механики Парижского университета, сохранив этот пост до начала второй мировой войны. С 1923 он прочел свыше 10 курсов лекций в Сорбонне, но лишь в качестве «приглашенного иностранного ученого».
В 1931 Рябушинский стал также профессором Русской высшей технической школы во Франции, возглавив в ней кафедру теоретической механики и совет профессоров.
В 1929 во Франции было проведено чествование Д.П.Рябушинского по случаю 25-летия основания им Кучинского института. Непременный секретарь Парижской академии наук Э.Пикар писал: «С отдаленных времен, когда г-н Рябушинский основывал Аэродинамический институт в Кучино, он является одним из наиболее выдающихся мастеров в гидромеханике, и Институт механики Парижского университета счастлив, что смог оказать ему гостеприимство». Еще через 25 лет Сорбонна торжественно отметила 50-летие научной деятельности Рябушинского. В адрес юбиляра поступило около ста приветствий из Западной Европы и Америки. В телеграмме крупнейшего английского ученого-механика сэра Джеффри Тейлора юбиляр был назван «мастером гидродинамического эксперимента и теории». Около полусотни приветствий было от представителей русской эмиграции и различных ее объединений.
Наряду с собственно научной и педагогической деятельностью, Рябушинский участвовал и в общекультурной жизни русской эмиграции. В частности, он был президентом Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. Он активно работал в этой ассоциации до последних дней жизни, просматривая безнадзорные архивы распадающихся русских семей и отбирая ценные материалы для передачи их в надежные государственные архивы.
Рябушинский всегда интересовался историей и достижениями русской науки, подчеркивал вклад русских ученых и инженеров в развитие авиационной науки и самолетостроения. Так, в заключительном слове на юбилейном заседании в 1954 он напомнил прежде всего имена Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и И.И.Сикорского. Не случайно последняя обзорная статья Рябушинского (1962) открывается портретом К.Э.Циолковского, аэродинамические исследования которого (как и Д.И.Менделеева) он один из первых упомянул в другом своем юбилейном докладе — в 1914 — в ряду «блестящих работ», положивших «начало рациональному изучению законов сопротивления воздуха». В 1945, в связи с широко проводившимися торжествами по случаю 220-летия Академии наук СССР, Дмитрий Павлович переслал в дар Академии большую фотографию обнаруженного им во французских архивах подлинного письма Петра Великого Парижской академии наук. Свою сопроводительную записку президенту Академии он завершил следующими словами: «За 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины, я неизменно преследовал две цели: I — участие, по мере моих сил, в увеличении русского вклада в мировую науку, II — хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших отечественных культурных ценностей».
Научные работы Д.П.Рябушинского (свыше 200) публиковались им непрерывно с 1906 до 1962. Первые три из них были напечатаны в Известиях Петербургской академии наук, 45 статей помещены в Бюллетенях Аэродинамического института в Кучино (1906–1920) и 90 — в Докладах Парижской академии наук (1921–1959). В 1935 в английском Журнале Королевского аэронавтического общества был опубликован подробный авторский обзор научных результатов Рябушинского. Такой же обзор его последующих трудов увидел свет в том же журнале в год его кончины (1962).
Исследования Рябушинского первого десятилетия его научной деятельности посвящены преимущественно экспериментальной аэродинамике и, в частности, изучению — с применением оригинальной методики — самовращения пластинок в потоке и обтекания вращающихся винтов. Ему принадлежит также и теоретический анализ эффективности винтов, примыкающий к вихревой теории винтов Н.Е.Жуковского. Из проведенных Рябушинским в этот период многочисленных экспериментов по изучению гидродинамического сопротивления можно отметить измерения сопротивления вращающихся в своей плоскости дисков, блестяще подтвержденные последующими опытами других экспериментаторов. Любопытна, между прочим, гидродинамическая модель периодичности солнечных пятен с демонстрацией процесса на специально сконструированном приборе (1914).
Из ранних чисто теоретических работ Рябушинского заслуживает упоминания завершенный им в 1911 — в связи с проходившей в те годы международной дискуссией — серьезный анализ основ теории подобия (так называемой «пи-теоремы») с приложениями к задачам аэродинамики. К 20-м годам относится обширный цикл исследований Д.П.Рябушинского по гидродинамике, в том числе о движении твердых тел в жидкости, о вихревых течениях, кавитации и сопротивлении жидкостей. Ему принадлежит носящая его имя схема обтекания пластинки при положительных числах кавитации с замыканием струй на пластинке в конце каверны. Следует отметить постановку Рябушинским обратных краевых задач математической физики.
В самом начале 1930-х Д.П.Рябушинский обратил внимание А.Вилля и его учеников на ставшую впоследствии знаменитой диссертацию С.А.Чаплыгина О газовых струях (1902), приобретшую к тому времени актуальность в связи с увеличением скоростей самолетов. Серия статей Рябушинского и его учеников обеспечили методу Чаплыгина быстрое и широкое распространение на Западе.
В 1930-х, продолжая свои теоретические исследования, Рябушинский много внимания уделял экспериментам в Лаборатории гидромеханики Парижского университета, где руководил также аспирантами. Наряду с собственно научными результатами, ему принадлежат здесь различные оригинальные усовершенствования техники эксперимента. Ряд трудов Рябушинского этого периода посвящен газогидравлическим аналогиям плоских течений, включая изучение как структуры потоков, так и сопротивления. Вообще, с 1930-х значительное число его научных публикаций относится к задачам дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых течений газа и, в частности, к истечению газовых струй. Одновременно продолжалась работа и в области традиционной для него тематики — гребные и воздушные винты, гидроаэродинамические сопротивления.
Для всего творчества Д.П.Рябушинского характерен интерес не столько к численной реализации решений тех или иных уже четко поставленных задач, сколько к изучению и уяснению природы еще не вполне понятых гидроаэродинамических эффектов. Этим объясняется постановка им остроумных экспериментов, развитие аналогий между различными физико-механическими процессами, стремление к разработке нестандартного математического аппарата.
Скончался Дмитрий Павлович Рябушинский в Париже 27 августа 1962. Прах его покоится на знаменитом кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в окружении могил многих выдающихся сынов русского народа.
Имя Дмитрия Павловича на протяжении свыше полувека было в России под запретом. И даже некролог Рябушинского, опубликованный в 1962 в Докладах Парижской академии наук, был изъят цензурой из печатавшегося тогда в СССР репринтного издания этого журнала. Сегодня имя выдающегося русского ученого возвращено его родине. В сентябре 1994 в России было торжественно отпраздновано 90-летие основания Кучинского аэродинамического института — с приглашением из Западной Европы и США потомков Д.П.Рябушинского.