Вильгельм Конрад Рентген
Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) — крупнейший немецкий физик-экспериментатор. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их свойства. Труды по пьезо- и пироэлектрическим свойствам кристаллов, магнетизму. Член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике.
Вильгельм Рентген родился 27 марта 1845, Леннеп, близ Дюссельдорфа. Скончался 10 февраля 1923, в Мюнхене. крупнейший немецкий физик-экспериментатор, член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике.
Основные даты жизни Рентгена
В 1868 Вильгельм Рентген окончил политехникум в Цюрихе, готовясь стать инженером, но, поняв, что его больше всего интересует физика, Вильгельм перешел учиться в университет. После защиты диссертации приступил к работе ассистентом кафедры физики в Цюрихе, потом в Гиссене. В 1871-73 гг. работал в Вюрцбургском университете, а затем вместе со своим профессором Августом Адольфом Кундтом перешел в 1874 в Страсбургский университет, где оставался пять лет, до избрания профессором университета и директором Физического института в Гиссене.
С 1888 по 1900 Вильгельм Рентген — профессор Вюрцбургского университета, ректором которого он был избран в 1894. Последним местом его работы был университет в Мюнхене, где он, достигнув предусмотренного правилами предельного возраста, передал свою кафедру В. Вину, хотя до конца жизни продолжал работать.
В 1901 Рентген первым из физиков был удостоен Нобелевской премии.
Из воспоминаний ученика
Кундту принадлежит заслуга создания большой школы физиков-экспериментаторов, к числу которых принадлежали и русские ученые, в том числе, и такие выдающиеся, как Петр Николаевич Лебедев. Эту школу пришлось после Кундта принять Рентгену. Вот что писал о Рентгене один из последних его учеников, который сам стал впоследствии создателем большой школы физиков в России, академик Абрам Федорович Иоффе — «Помимо Кундта Рентген был близок и с другими крупными современниками: Германом Гельмгольцем, Густавом Кирхгофомом, Хендриком Лоренцом, но с годами стал все больше замыкаться в себе, и связь его с другими физиками ограничивалась чисто деловыми и научными отношениями. Он не посещал съездов естествоиспытателей, и в своей частной жизни и во время путешествий не выходил из круга своих ближайших ассистентов и нескольких старинных друзей-математиков, философов, врачей. Поэтому личное его влияние на физиков, не бывших его учениками, невелико.
Вильгельм Рентген пользовался славой лучшего экспериментатора; после ухода Кольрауша ему был предложен пост президента Physikalischtechnische Reichsanstalt, а после смерти Вант-Гоффа место академика. Однако он отклонял все эти предложения, точно так же, как и предложения дворянства и различных орденов (в том числе и русских), последовавшие за его открытием, а самые лучи до последних лет жизни называл X-лучами» (тогда как весь мир уже называл их рентгеновскими).
Большой и цельный человек и в науке, и в жизни, В. Рентген ни в чем не изменял своим принципам. Решив после 1914, что он не имеет морального права во время войны жить лучше других людей, он передал все имевшиеся у него средства, до последнего гульдена, государству, и в конце жизни ему приходилось себе во многом отказывать. Так, чтобы в последний раз посетить те места в Швейцарии, где он некогда жил с недавно скончавшейся женой, он вынужден был почти на год отказаться от кофе».
В постоянном творчестве
Конечно, наиболее значительным достижением Рентгена было открытие им X-лучей, которые носят теперь его имя, но ему принадлежат и другие важные работы. Из них необходимо указать: исследования сжимаемости жидкостей, внутреннего трения в них, поверхностного натяжения, поглощения газами инфракрасных лучей, изучение пьезо- и пироэлектрических явлений в кристаллах, рекордные по точности измерения отношения теплоемкостей при постоянных давлениях и объемах, двойного лучепреломления в жидкостях и кристаллах, фотоионизации и ряда других вопросов. Можно еще выделить открытие «намагничивание движением» — возникновения магнитного поля при движении диэлектрических тел в электрическом поле.
Но все эти выполненные тщательнейшим образом исследования по их значимости оказались несравнимыми с основным открытием Рентгена, хотя и высказывалось мнение (заведомо несправедливое, конечно), что оно было сделано Рентгеном случайно. 8 ноября 1895 в Вюрцбурге Рентген, работая с разрядной трубкой обратил внимание на такое явление: если обернуть трубку плотной черной бумагой или картоном, то на расположенном возле экране, смоченном платино-синеродистым барием, наблюдается флуоресценция. В.Рентген понял, что флуоресценция вызывается каким-то излучением, возникающем в том месте в разрядной трубке, на которое попадают катодные лучи. Теперь мы знаем, что катодные лучи — это вырывающиеся из катода электроны; налетая на препятствие, они резко тормозятся, и это приводит к излучению электромагнитных волн, частота которых значительно больше, чем у волн оптического диапазона.
Открытие Рентгена радикально изменило представления о шкале электромагнитных волн. За фиолетовой границей оптической части спектра и даже за границей ультрафиолетовой области обнаружились области еще более коротковолнового электромагнитного — рентгеновского — излучения, примыкающего далее к гамма-диапазону.
Вильгельм Рентген всего этого не знал, но он заметил, что X-лучи легко проходят через непрозрачные для света слои вещества и способны вызывать флуоресценцию экранов и почернение фотопластинок. Он понял, что это открывало невиданные ранее возможности, особенно в медицине. Лучи Рентгена, позволявшие увидеть то, что прежде было невидимым, произвели на его современников сильнейшее впечатление. По научной и прикладной значимости (от уже упоминавшейся медицины до физики сред, в частности, кристаллов), рентгеновские лучи стали неоценимо важными, но, может быть, не менее важным было и то, что они качественно обогатили наши представления о материи.
Вильгельм Рентген был классиком во всех смыслах этого слова, но его труды оказали огромное влияние как на науку, так и на технику и наших дней.
Об открытии рентгеновских лучей
8 ноября 1895 года в Вюрцбурге Вильгельм Конрад Рентген обнаружил излучение, названное позже его именем.
"В 1894 году, когда Вильгельм Рентген был избран ректором Вюрцбургского университета, он приступил к экспериментальным исследованиям электрического разряда в стеклянных вакуумных трубках. Вечером 8 ноября 1895 года Рентген, как обычно, работал в своей лаборатории, занимаясь изучением катодных лучей. Около полуночи, почувствовав усталость, он собрался уходить. Окинув взглядом лабораторию, погасил свет и хотел было закрыть дверь, как вдруг заметил в темноте какое-то светящееся пятно. Оказывается, светился экран из синеродистого бария. Почему он светится? Солнце давно зашло, электрический свет не мог вызвать свечения, катодная трубка выключена, да и, вдобавок, закрыта черным чехлом из картона. Рентген еще раз посмотрел на катодную трубку и упрекнул себя, ведь он забыл ее выключить. Нащупав рубильник, ученый выключил трубку. Исчезло и свечение экрана; включал трубку, вновь и вновь появлялось свечение. Значит, свечение вызывает катодная трубка! Но каким образом? Ведь катодные лучи задерживаются чехлом, да и воздушный метровый промежуток между трубкой и экраном для них является броней. Так началось рождение открытия.
Оправившись от минутного изумления, Рентген начал изучать обнаруженное явление и новые лучи, названные им икс-лучами. Оставив футляр на трубке, чтобы катодные лучи были закрыты, он с экраном в руках начал двигаться по лаборатории. Оказалось, что полтора-два метра для этих неизвестных лучей не преграда. Они легко проникают через книгу, стекло, станиоль… А когда рука ученого оказалась на пути неизвестных лучей, он увидел на экране силуэт ее костей! Фантастично и жутковато! Но это только минута, ибо следующим шагом Рентгена был шаг к шкафу, где лежали фотопластинки, т.к. надо было увиденное закрепить на снимке. Так начался новый ночной эксперимент. Ученый обнаруживает, что лучи засвечивают пластинку, что они не расходятся сферически вокруг трубки, а имеют определенное направление…
Утром обессиленный Вильгельм Рентген ушел домой, чтобы немного передохнуть, а потом вновь начать работать с неизвестными лучами. Пятьдесят суток (дней и ночей) были принесены на алтарь небывалого по темпам и глубине исследования. Были забыты на это время семья, здоровье, ученики и студенты. Он никого не посвящал в свою работу до тех пор, пока не разобрался во всем сам. Первым человеком, кому Рентген продемонстрировал свое открытие, была его жена Берта. Именно снимок ее кисти, с обручальным кольцом на пальце, был приложен к статье Рентгена "О новом роде лучей", которую он 28 декабря 1895 года направил председателю Физико-медицинского общества университета. Статья была быстро выпущена в виде отдельной брошюры, и Вильгельм Рентген разослал ее ведущим физикам Европы".