Фрэнсис Бэкон

ФРЭНСИС БЭКОН

(1561–1626)

Английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. Основатель опытной науки Нового времени. В трактате "Новый органон" (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент. Автор утопии "Новая Атлантида".

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк-хаусе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии сэра Николаса Бэкона. Его жена, мать Фрэнсиса Бэкона, происходила из семьи сэра Антони Кука - воспитателя короля Эдуарда VI. Анна Кук была весьма образованной женщиной, она хорошо владела древнегреческим и латынью переводила на английский язык теологические трактаты и проповеди. Сестра Анны была замужем за Вильямом Сесилем, лордом-казначеем Верли, первым министром в правительстве королевы Елизаветы.

Фрэнсис рос слабым и болезненным ребенком, но рано обнаружил необыкновенные умственные способности и любознательность. Королева Елизавета пришла в восторг, увидев впервые мальчика. Она долго с удовольствием разговаривала с ним и назвала его своим маленьким лордом-хранителем большой печати. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити-колледж в Кембридж, где еще не была изжита старая схоластическая система образования, и, проучившись около трех лет в колледже, Бэкон покидает его, унося с собой сохранившуюся на всю жизнь нелюбовь к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной лишь для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни. Он тогда уже начал мечтать о перевороте в науках.

Окончив университет, Фрэнсис отправился в путешествие. Он объехал часть Франции и поселился в Париже. Бэкон был зачислен в состав английской миссии, выполнял ряд дипломатических поручений. Потрясаемая войнами между католиками и гугенотами, Франция переживала тогда тревожные времена. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону познакомиться с политической, придворной и религиозной жизнью и других стран континента - итальянских княжеств, Германии, Испании, Польши, Дании и Швеции, результатом чего явились составленные им заметки "О состоянии Европы". Тогда же Бэкон изобрел шифрованное письмо, которым пользовался, когда сочинял философские трактаты.

Смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона вернуться в Англию. Но богатого наследства он не получил и таким образом ему оставалось уповать на свои силы.

Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инн, где в течение нескольких лет изучает юриспруденцию и философию. По-видимому, именно в эти годы у него начинает созревать план универсальной реформы науки, который он впоследствии будет воплощать в своих философских сочинениях.

В1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации. Он строит себе в Грейс-Инн новый дом, пишет ряд трактатов по праву и занимается судебной практикой. До нас дошло свидетельство современника - известного английского драматурга Бена Джонсона - о том впечатлении, которое производило выступление на суде Бэкона-юриста.

"Никогда и никто не говорил с большей ясностью, с большей сжатостью, с большим весом и не допускал в своих речах меньше пустоты и празднословия. Каждая часть его речи была по-своему прелестна. Слушатели не могли ни кашлянуть, ни отвести от него глаз, боясь упустить что-нибудь. Говоря, он господствовал и делал судей по своему усмотрению то сердитыми, то довольными. Никто лучше его не владел их страстями".

Королева назначила Бэкона экстраординарным советником. Эта должность давала ему право являться защитником во всех процессах казны и видеть иногда королеву и беседовать с нею.

Между тем юриспруденцией не ограничивались интересы честолюбивого молодого юриста. По своему рождению и воспитанию Бэкон имел шансы получить выгодную должность при дворе, и именно этими мотивами пронизана почти вся дошедшая до нас его частная переписка тех лет. Его не удовлетворяет ни назначение экстраординарным королевским адвокатом - на должность почетную, но не обеспеченную жалованьем, ни зачисление кандидатом на место регистратора Звездной палаты, которое он смог бы занять лишь через двадцать лет. Неоднократно обращается Бэкон с покорными просьбами к своим высокопоставленным родственникам Сесилям: "Я отлично вижу, что суд станет моим катафалком скорее, чем потерпят крах мое бедное положение и репутация", - жалуется он в письме к дяде лорду-казначею Берли.

В 1593 году Бэкон избирается в палату общин от Мидлсекского графства, где вскоре приобретает славу выдающегося оратора. На короткое время он даже возглавляет оппозицию, когда палата общин пытается отстаивать свое право определять размер субсидий короне независимо от лордов.

В правительственных кругах это было воспринято как оскорбление, и Бэкон поспешил в письмах к высокопоставленным лицам объяснить, что выступал с благими намерениями, что только завистник или официальный доносчик могли бы обвинить его в стремлении к дешевой популярности или оппозиции. Он просил "сохранить хорошее мнение о нем", "признать искренность и простоту его сердца" и "восстановить доброе расположение ее величества".

Между тем доброе расположение к Бэкону ее величества не простиралось далее милостивых бесед и консультаций по правовым и другим государственным вопросам. Бэкон нуждался в сильном покровителе. Таким покровителем мог быть только любимец королевы, не уступавший в силе министру и всегда составлявший ему оппозицию. В то время сердце королевы Елизаветы принадлежало Роберту Девере, графу Эссексу. Это был человек яркий, увлекающийся, преданный друг и неизменный покровитель всех обиженных. Он принял горячее участие в Бэконе. Однако настойчивые и многолетние попытки влиятельных друзей заполучить для Бэкона высокие должности коронного адвоката оказались безуспешными. Ничего не смог добиться и граф Эссекс, благоволивший к Бэкону и употребивший в этом деле все свое влияние и связи. Чтобы как-то компенсировать эту неудачу и материально поддержать друга, граф подарил ему свое поместье в Твикнем-парк, в десяти милях от Лондона.

В1597 году вышло в свет первое произведение, принесшее Бэкону известность, - сборник кратких очерков, или эссе, содержащих размышления на моральные и политические темы. Позднее он дважды переиздаст свои "Опыты или наставления", всякий раз перерабатывая и пополняя их новыми очерками. За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию Бэкон признается, что из всех его сочинений "Опыты" получили наибольшее распространение. "Они принадлежат к лучшим плодам, которые божьей милостью могло принести мое перо".

Ремюза сравнивает "Опыты" Бэкона со знаменитыми "Опытами" Монтеня. И если Бэкон уступает Монтеню в изяществе, то превосходит его разнообразием тем, глубиной мысли и содержательностью.

В "Опытах" Бэкон излагал свои взгляды на вопросы нравственности и политики. Он восстает против словесной мудрости и, вместо метафизических отвлеченных начал, советует исходить из опыта, наблюдать людей и жизнь и руководиться этим знанием для того, чтобы научить людей стать добрыми, а не навязывать им непонятных принципов и не проповедовать выдуманную нравственность.

В политике Бэкон явился последователем идеи Макиавелли высказанной им в более мягкой форме. Предполагают, что многие мысли Бэкона использовал в своих сочинениях Шекспир. Это даже дало повод к необоснованной гипотезе, что драмы Шекспира были написаны Бэконом. "Опыты" Бэкона еще при жизни автора выдержали девять изданий.

Слава писателя превзошла славу юриста и оратора. И правительство стало относиться к нему благосклоннее. Оставалось победить своего главного врага - бедность. Он задумал поправить дела выгодной женитьбой. Однако леди Гетгон, внучка Бюрлейга, умная, но своенравная, предпочла Бэкону богатого старика Кука и тайно с ним обвенчалась, она не захотела носить имя своего мужа и терзала его всю жизнь. Возможно, и Бэкона постигла бы столь незавидная участь, но он искренне любил свою жестокую кузину. Хотя из человеческих страстей Бэкон теоретически больше всего ценил честолюбие и властолюбие и менее всего понимал любовь.

После неудавшегося сватовства ему наконец-то удалось приобрести благосклонность и доверие королевы. Бэкон считался другом ее фаворита графа Эссекса, поэтому она часто приезжала к нему за советом. Пылкий Эссекс так увлекался своей славой, что становился высокомерен со своей покровительницей. Осторожный Бэкон советовал ему быть скромнее, а королеву уговаривал относиться снисходительнее к фавориту. Но когда Эссекс - герой испанской войны и кумир лондонского Сити - потеряв былое доверие королевы и отстраненный от занимаемых должностей, поднимет против нее демонстративный бунт, экстраординарный королевский адвокат Фрэнсис Бэкон выступит с обвинением против него в суде25 февраля 1601 года.

Эссекс был казнен. По просьбе королевы, дабы успокоить подданных, Бэкон написал "Декларацию о действиях и изменах, предпринятых и совершенных Робертом, графом Эссексом".

В марте 1603 года Елизавета скончалась, и на престол вступил ее племянник Яков I, началось царствование династии Стюартов. Бэкон пользуется его благосклонностью. В день коронации короля его жалуют званием рыцаря. Вскоре он женился, а после смерти брата сделался собственником всех владений своего отца. Богатство и видное положение налагали на него обязанности, которые требовали времени.

25 июня 1607 года его назначают штатным адвокатом. Он, разумеется, вскоре оправдал выбор короля. В палате общин Бэкон был лучшим оратором. Он с величайшей ловкостью поддерживал мысль о соединении двух королевств. Его деятельность на этом поприще до сих пор высоко ценится юристами. Еще через пять лет Бэкон получил должность генерал-атторнея - высшего юрисконсульта короны.

Эти годы ознаменовались и подъемом его философско-литературного творчества. Бэкон издает трактат "О значении и успехе знания, божественного и человеческого" (1605), положивший начало воплощению его плана "Великого Восстановления Наук", сборник своеобразных миниатюр "О мудрости древних" (1609), подготавливает второе, значительно расширенное издание "Опытов или наставлений" (1612). По-видимому, в то же время он пишет и трактат "Описание интеллектуального мира", опубликованный только после его смерти.

В1614 году разъяренный требованием прекратить сбор всех не утвержденных палатой налогов, Яков I распускает парламент и в течение почти семи лет правит страной единолично, опираясь лишь на группу своих фаворитов, среди которых на первый план выдвигается Джордж Вилльерс, впоследствии маркиз и герцог Бэкингем - одна из самых одиозных фигур в английской политической жизни того времени.

В этот период начинается новое служебное возвышение Бэкона. В1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год - хранителем большой печати, в 1618-м - лордом - верховным канцлером и пэром Англии. Король явно благоволит к Бэкону, фамильярно называя его своим добрым правителем, и, уезжая в Шотландию, поручает ему на время своего отсутствия управление государством. В свою очередь лорд-канцлер попадает под влияние "до сумасшествия высокомерного" Бэкингема и оказывается втянутым в целый ряд его неприглядных махинаций. По замечанию историков, годы канцлерства Бэкона были самыми позорными годами ставшего прологом английской революции царствования Якова I.

В государственном аппарате процветали казнокрадство и взяточничество, королевский двор еще никогда не был столь расточителен, в стране усилились политические и религиозные гонения. В сентябре 1618 года Бэкон получил титул барона Веруламского (Верулам - название разрушенного римского городка, который Бэкон затеял вновь построить в древнем стиле).

Тщеславный, купавшийся в роскоши Бэкон равнодушно смотрел, как казнили достойных людей, составлявших честь и славу своего века, только потому, что они не имели счастья угодить Бэкингему.

22 января 1621 года он отпраздновал шестидесятилетие своего рождения в кругу друзей и почитателей, воспетый поэтом Джонсоном, который пользовался такой славой у современников, что его ставили выше Шекспира. Через несколько дней Бэкингем торжественно наградил Бэкона титулом виконта Сент-Альбанского. Но через три дня по инициативе Якова I, остро нуждавшегося в субсидиях, собрался новый парламент. Депутаты высказали свое недовольство ростом монополий, с раздачей и деятельностью которых было связано множество злоупотреблений. Парламент привлек к судебной ответственности наиболее ненавистных предпринимателей-монополистов. Комитет нижней палаты, ревизовавший дела государственной канцелярии, предъявил обвинение во взяточничестве лорду-канцлеру. Король в своем послании общинам предложил образовать специальную комиссию по расследованию этого дела из членов обеих палат. Лорды поддержали обвинение против Бэкона, и он предстал перед судом на котором признал свою вину и отказался от защиты.

Бэкона приговорили к уплате 40 тысяч фунтов штрафа, заключению в Тауэр, лишению права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и быть при дворе. Через два дня он был освобожден из заключения, а вскоре освобожден и от штрафа. Ему было разрешено являться ко двору, и в следующем парламенте он уже мог занять свое место в палате лордов. Но его карьера государственного деятеля была загублена.

"Возвышение требует порой унижения, а честь достается бесчестием. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката - а это печальное зрелище" - писал Бэкон в эссе "О высокой должности".

Справедливость этих слов подтвердила и судьба их автора.

В 1620 году Бэкон опубликовал свое основное философское сочинение - "Новый Органон" - по замыслу вторую часть так и незавершенного главного труда своей жизни - "Великого Восстановления Наук". Теперь он весь отдается творчеству. Он составляет сборник английских законов, работает над историей Англии при Тюдорах, готовит третье издание "Опытов или наставлений" и, наконец, в 1623 году публикует свой самый объемистый труд "О достоинстве и приумножении наук" - первую часть "Великого Восстановления Наук".

В эти же годы он пишет утопию "Новая Атлантида". Свой "Новый Органон" Бэкон посвятил Якову I, который, по его словам, напоминал ему мудреца Соломона. Перед очами Якова I он и "зажег новый светильник во мраке философии прошлого". На обложке "Нового Органона" был нарисован корабль, готовый пройти Геркулесовы столбы Бэкон теперь считал себя просветителем мира, посланным свыше. А прежде он отличался большею скромностью, когда писал лорду Солсбери: "Я только звонарь, который встал раньше других для того, чтоб всех созвать в церковь".

Король выделил ему пенсию в 1200 фунтов, это, вместе с другими его доходами, составляло более 15 тысяч фунтов. Но Бэкону с его наклонностью к безумной роскоши этого, конечно, было мало. Ему пришлось проститься с Йорк-хаусом, дом, в котором он родился, перешел в руки герцога Бэкингема. Горгамбури пришлось заложить, и это когда-то роскошное поместье сохранило только свои великолепные деревья. Приезжая в Лондон, Бэкон иногда останавливался у своих родственников, но большей частью в Грейс-Инн.

Личная жизнь мыслителя осталась незапятнанной, одевался он всегда просто, вел правильный образ жизни, не предавался азартным играм, обращался со всеми приветливо и отличался большим остроумием. Бэкон записывал свои меткие изречения. Перед сном он обязательно выпивал стакан пива. Философ говорил, что на его здоровье действуют фазы Луны, весною, во время дождя, он выезжал в открытом экипаже, утверждая, что это очень полезно для здоровья. Любовь к лести и к превосходству не помешала ему окружить себя достойными друзьями.

Современники рассказывали, что сэр Фрэнсис Бэкон любил диктовать свои афоризмы, гуляя в саду. Одним из любимых им секретарей, который записывал его мысли и переводил его труды с латинского языка на анпийский, был Томас Гоббс, будущий великий философ. Первым плодом его мирной, уединенной жизни явилась история Генриха VII, которую он хотел довести до царствования Генриха VIII и Елизаветы. Это сочинение вызвало общий интерес, но не имело большого успеха, несмотря на то что обладало значительными достоинствами. Локк считал этот труд образцовым. К этому же времени относятся труды Бэкона по законодательству, которыми до сих пор пользуются специалисты по этой части.

Здесь, как и всегда, Бэкон от частных вопросов переходит к общим, он начал с рассмотрения законов Англии и кончил знаменитым введением в историю законодательства, известным под заглавием "О всеобщей справедливости и источниках права". Этот труд был мечтой философа-энциклопедиста.

Бэкон увлеченно изучал природные явления. Он записывал рассуждения о происхождении ветров, о жизни и смерти, о звуке, о плотности тел. Популяризируя свои идеи, Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 году). В этом произведении Бэкон описывает удивительные для его времени научно-технические достижения, преобразующие жизнь человека здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое другое.

Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

В последний год своей жизни Бэкон напечатал последнее, самое полное издание "Опытов" и перевод нескольких псалмов в стихах. О своем поэтическом таланте он и сам был невысокого мнения.

2 апреля 1626 года была холодная погода, шел снег Бэкон катался в экипаже с медиком короля, и ему пришла мысль испытать действие снега на предохранение от гниения органических веществ. Он вышел из экипажа и, купив у одной крестьянки зарезанную курицу, тут же собственноручно обложил ее снегом. По всей вероятности, от этого он простудился, причем заболел так быстро, что вынужден был остановиться в доме графа Арунделя. Он написал письмо графу, извиняясь, что поселился в его доме без спроса.

Это было последнее письмо Бэкона, в нем есть и такие строки "Я чуть было не подвергся участи Плиния, который умер, приблизившись к Везувию, чтобы лучше наблюдать извержение". В конце письма он сообщает графу, что опыт как нельзя более удался. Ему было тогда шестьдесят шесть лет.

Его похоронили в церкви Св. Михаила, где покоилась его мать. Бэкон не оставил посте себя потомства, жена пережила его и вышла замуж за другого. Один из его друзей поставил ему памятник из белого мрамора, на котором он представлен сидящим и погруженным в мыслительный процесс.

За пять месяцев до своей смерти Бэкон сделал распоряжения относительно своего имущества и своих сочинений и написал духовное завещание, в котором солидную сумму выделил на учреждение двух кафедр реальной философии в Оксфордском и Кембриджском университетах. В этом завещании Бэкон не забыл никого из своих друзей и позаботился наградить своих слуг. Он отказал также порядочную сумму леди Кук (урожденная леди Геттон) и ее двум детям. В дополнении к завещанию Бэкон лишил большей части наследства свою жену "вследствие уважительных и важных причин".

Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Именно Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: "Знание - сила". В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.

Наука, согласно Бэкону, образует своеобразную пирамиду, основание которой составляют история человека и история природы. Затем ближе к основанию расположена физика, дальше всего от основания и ближе к вершине находится метафизика. Что же касается самой верхней точки пирамиды, то Бэкон сомневается в возможности проникновения человеческого познания в эту тайну. Для характеристики высшего закона Ф. Бэкон пользуется фразой из "Екклизиаста": "Творение, которое от начала до конца есть дело рук Бога".

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания.

Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Его классификация наук была положительно воспринята учеными и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами.

Некоторые исследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины (Имеется в виду его высказывание: "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно").

Цитаты
  • Не бывает красоты, которая бы не имела странности в пропорциях.
    Фрэнсис Бэкон
  • Всякий, кто любит одиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь Бог.
    Фрэнсис Бэкон
  • У зависти не бывает праздников.
    Фрэнсис Бэкон
  • На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице.
    Фрэнсис Бэкон
  • Самое страшное одиночество — не иметь истинных друзей.
    Фрэнсис Бэкон
  • Люди рождаются, умирают, а если ещё что-то происходит в промежутке, значит, повезло.
    Фрэнсис Бэкон
  • Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет.
    Фрэнсис Бэкон
  • Обнажать душу так же неприлично, как обнажать тело.
    Фрэнсис Бэкон
  • Молчание — добродетель дураков.
    Фрэнсис Бэкон
  • Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская любовь совершенствует его.
    Фрэнсис Бэкон
  • Лекарство бывает хуже болезни.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мысли, подобно людям, имеют свою юность.
    Фрэнсис Бэкон
  • В Писании говорится, что мы должны прощать врагов наших, но нигде не сказано, что мы должны прощать наших друзей.
    Фрэнсис Бэкон
  • Детей обманывают конфетами, взрослых — клятвами.
    Фрэнсис Бэкон
  • Знание — сила.
    Фрэнсис Бэкон
  • Одни книги нужно попробовать на вкус, другие — проглотить, и лишь немногие — разжевать и переварить.
    Фрэнсис Бэкон
  • Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человека лучше всего узнать в трех ситуациях:— в уединении — так как здесь он снимает с себя все показное;— в порыве страсти — ибо тогда забывает он все свои правила;— в новых обстоятельствах — так как здесь он покидает свои привычки.
    Фрэнсис Бэкон
  • В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.
    Фрэнсис Бэкон
  • Знание есть сила, сила есть знание.
    Фрэнсис Бэкон
  • Приобрести — умение, сохранить— искусство.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мужчина уже наполовину влюблён в каждую женщину, которая слушает, как он говорит.
    Фрэнсис Бэкон
  • Любовь к родине начинается с семьи.
    Фрэнсис Бэкон
  • Красота — как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее.
    Фрэнсис Бэкон
  • Атеизм — это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну.
    Фрэнсис Бэкон
  • Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с делом.
    Фрэнсис Бэкон
  • Сон разума рождает чудовищ.
    Фрэнсис Бэкон
  • Есть три наихудших довода: это передано нам от предков; это привычно; это общепринято.
    Фрэнсис Бэкон
  • Я хочу жить, чтобы учиться, а не учиться, чтобы жить.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью.
    Фрэнсис Бэкон
  • О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям.
    Фрэнсис Бэкон
  • Благоразумие в речах важнее красноречия.
    Фрэнсис Бэкон
  • Усилия на ложном пути множат заблуждения.
    Фрэнсис Бэкон
  • Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти.
    Фрэнсис Бэкон
  • … либо это столь глупая вещь, что она не способна познать самое себя, либо столь отвратительная, что она должна скрывать себя под гримом. Сцена многим обязана любви, жизнь — ничем. Любовь всегда означает слишком узкий взгляд на вещи.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мир — мыльный пузырь, а жизнь человеческая меньше пяди.
    Фрэнсис Бэкон
  • Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки.
    Фрэнсис Бэкон
  • Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют.
    Фрэнсис Бэкон
  • Грустна судьба человека, который умирает хорошо известным другим, но совершенно не знакомым самому себе.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мужчина чувствует себя на семь лет старше на другой день после свадьбы.
    Фрэнсис Бэкон
  • Женитьба — умная вещь для дурака и глупая для умного.
    Фрэнсис Бэкон
  • Крайние себялюбцы готовы сжечь дом, лишь бы зажарить себе яичницу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Всё в мире повторяется.
    Фрэнсис Бэкон
  • Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник.
    Фрэнсис Бэкон
  • Жены — любовники молодых мужчин, спутники зрелых и няньки стариков.
    Фрэнсис Бэкон
  • Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией.
    Фрэнсис Бэкон
  • В той же мере, в какой люди должны бояться злого языка остроумца, остроумец должен бояться людской памяти.
    Фрэнсис Бэкон
  • Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.
    Фрэнсис Бэкон
  • Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело.
    Фрэнсис Бэкон
  • В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.
    Фрэнсис Бэкон
  • К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя.
    Фрэнсис Бэкон
  • Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах.
    Фрэнсис Бэкон
  • Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты — чтобы делать добро и этим снискать честь.
    Фрэнсис Бэкон
  • Афоризмы служат отнюдь не только для развлечения или украшения речи, они, безусловно, важны и полезны в деловой жизни и в гражданской практике.
    Фрэнсис Бэкон
  • …как говорится обыкновенно: клевещи, клевещи смело, от клеветы всегда что-нибудь останется.
    Фрэнсис Бэкон
  • Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее.
    Фрэнсис Бэкон
  • Время есть величайший из новаторов.
    Фрэнсис Бэкон
  • Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет — напасти.
    Фрэнсис Бэкон
  • Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом для собственного тщеславия.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто ищет одних лишь верных прибылей, навряд ли станет очень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск с известным обеспечением на случай убытков.
    Фрэнсис Бэкон
  • Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
    Фрэнсис Бэкон
  • Такое странное желание — обрести власть и расстаться со свободой.
    Фрэнсис Бэкон
  • В мирное время сыновья хоронят отцов, в военное — отцы сыновей.
    Фрэнсис Бэкон
  • Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто не прибегает к новым средствам, пусть ожидает новых болезней, потому что время — величайший мастер нововведений.
    Фрэнсис Бэкон
  • Чувство слабо и заблуждается.
    Фрэнсис Бэкон
  • Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
    Фрэнсис Бэкон
  • Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем.
    Фрэнсис Бэкон
  • Если у человека есть преданный друг — у него есть как бы две жизни для осуществления своих желаний.
    Фрэнсис Бэкон
  • Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым…
    Фрэнсис Бэкон
  • Ничто не приносит такой популярности, как прощение своих врагов.
    Фрэнсис Бэкон
  • Сам по себе муравей — существо мудрое, но саду он враг.
    Фрэнсис Бэкон
  • Причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет по своему собственному масштабу, а не по масштабу вселенной, и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Я много думал о смерти и нахожу, что это — наименьшее из зол.
    Фрэнсис Бэкон
  • К большим переменам легче привыкнуть чем к малым.
    Фрэнсис Бэкон
  • Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой.
    Фрэнсис Бэкон
  • Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.
    Фрэнсис Бэкон
  • Все люди делятся на две категории: одним легче подмечать различия, другим — сходство.
    Фрэнсис Бэкон
  • Странное желание — стремиться к власти, чтобы утратить свободу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия.
    Фрэнсис Бэкон
  • Следует помнить, что в театре человеческой жизни роль зрителя отведена лишь Богу и ангелам.
    Фрэнсис Бэкон
  • Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.
    Фрэнсис Бэкон
  • Не может быть двух более счастливых свойств, чем быть немножко глупым и не слишком честным.
    Фрэнсис Бэкон
  • Пока философы спорят, что является главным — добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим.
    Фрэнсис Бэкон
  • Богатство не может быть достойной целью человеческого существования.
    Фрэнсис Бэкон
  • Есть мореплаватели, считающие, что, если вокруг они видят только море, земли нет вообще.
    Фрэнсис Бэкон
  • Кто быстро ошибается, быстро исправляет ошибку.
    Фрэнсис Бэкон
  • Если бы люди сходили с ума на один лад, то они могли бы ужиться довольно легко.
    Фрэнсис Бэкон
  • Друзья — это воры времени.
    Фрэнсис Бэкон
  • Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи.
    Фрэнсис Бэкон
  • Будь верен себе, и ты будешь неверен другим.
    Фрэнсис Бэкон
  • Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
    Фрэнсис Бэкон
  • Подлинное зло причиняет не та ложь, которая приходит в голову, а та, что в ней застревает и оседает.
    Фрэнсис Бэкон
  • Дело судьи — истолковать закон, а не даровать его.
    Фрэнсис Бэкон
  • Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают.
    Фрэнсис Бэкон
  • Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями.
    Фрэнсис Бэкон
  • Сколько бы ни было форм государственного правления, в науках всегда была и будет только одна — форма свободы.
    Фрэнсис Бэкон
  • Возможность украсть рождает вора.
    Фрэнсис Бэкон
  • В жизни — как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не намного чище.
    Фрэнсис Бэкон
  • Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию.
    Фрэнсис Бэкон
  • Ибо истинно правило, что любовь всегда вознаграждается либо взаимностью, либо внутренним и тайным презрением.
    Фрэнсис Бэкон
  • Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно наживаются и на продавце, и на покупателе.
    Фрэнсис Бэкон
  • Когда человек мстит другому, он становится наравне со своим врагом; но пройдя мимо, он на шаг впереди.
    Фрэнсис Бэкон
  • В жизни есть только две трагедии: одна - невозможность достичь того, чего душа пожелает, а вторая - наоборот.
    Фрэнсис Бэкон
  • Прозрачные интервалы и счастливые паузы.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человеческое понимание, приняв хотя бы одно мнение на веру, сделает всё, чтобы его поддержать.
    Фрэнсис Бэкон
  • В человеческой природе обычно больше глупых, чем мудрых.
    Фрэнсис Бэкон
  • Это не ложь, пронизывающая разум, а ложь, которая утопает и оседает в ней, причиняет боль.
    Фрэнсис Бэкон
  • Природа побеждается только подчинением ей.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие.
    Фрэнсис Бэкон
  • Больше всех мы льстим сами себе.
    Фрэнсис Бэкон
  • В темноте все цвета одинаковы.
    Фрэнсис Бэкон
  • Только гнев и страх заставляют применять насилие.
    Фрэнсис Бэкон
  • Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.
    Фрэнсис Бэкон
  • Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна.
    Фрэнсис Бэкон
  • Жалок тот, у кого мало желаний и много страхов, а ведь такова участь монархов.
    Фрэнсис Бэкон
  • Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
    Фрэнсис Бэкон
  • Природа подчиняется лишь тому, кто говорит на ее языке.
    Фрэнсис Бэкон
  • Нет совершенной красоты без некой необычности в пропорциях.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человек, поглощенный мыслью о мщении, не даёт зарасти своим ранам, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.
    Фрэнсис Бэкон
  • Только то наслаждение естественно, которое не знает пресыщения.
    Фрэнсис Бэкон
  • Библиотеки — это раки, где хранятся останки великих святых.
    Фрэнсис Бэкон
  • Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
    Фрэнсис Бэкон
  • Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться.
    Фрэнсис Бэкон
  • Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть.
    Фрэнсис Бэкон
  • Длинные речи продвигают дела настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.
    Фрэнсис Бэкон
  • Чем менее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.
    Фрэнсис Бэкон
  • Осторожность в словах выше красноречия.
    Фрэнсис Бэкон
  • Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
    Фрэнсис Бэкон
  • Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими.
    Фрэнсис Бэкон
  • Возрасту вызов не бросишь.
    Фрэнсис Бэкон
  • Высшие звания дают возможность делать такие вещи, которые было бы хорошо не иметь возможности делать.
    Фрэнсис Бэкон
  • Подобно тому как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства.
    Фрэнсис Бэкон
  • Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии.
    Фрэнсис Бэкон
  • Всякая насильственная мера чревата новым злом.
    Фрэнсис Бэкон
  • Рано ли, поздно ли, но непременно достигают цели, если стремятся к ней с той уверенностью, которую внушает гений или инстинкт.
    Фрэнсис Бэкон
  • Лесть — это стиль рабов.
    Фрэнсис Бэкон
  • Вся наша нравственная философия — не более чем прислужница религии.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мысли философов — как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны.
    Фрэнсис Бэкон
  • Истина есть дочь времени, а не авторитета.
    Фрэнсис Бэкон
  • Тщеславные люди вызывают презрение мудрых, восторг у глупцов, являются идолами для паразитов и рабами собственных страстей.
    Фрэнсис Бэкон
  • Читайте не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
    Фрэнсис Бэкон
  • Нет большей мудрости, чем своевременность.
    Фрэнсис Бэкон
  • Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.
    Фрэнсис Бэкон
  • Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.
    Фрэнсис Бэкон
  • Чрезмерная откровенность столько же неблагоприлична, как совершенная нагота.
    Фрэнсис Бэкон
  • Красивое лицо является безмолвной рекомендацией.
    Фрэнсис Бэкон
  • Умный человек создаёт больше возможностей, чем находит.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человек и впрямь схож с обезьяной: чем выше он залезает, тем заметнее голая задница.
    Фрэнсис Бэкон
  • Чем меньше заслуга, тем громче похвала.
    Фрэнсис Бэкон
  • Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость.
    Фрэнсис Бэкон
  • Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия — наши добродетели.
    Фрэнсис Бэкон
  • Изысканные манеры некоторых людей похожи на стихи с отсчитанными слогами.
    Фрэнсис Бэкон
  • Избегать суеверий — суеверие.
    Фрэнсис Бэкон
  • Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей…
    Фрэнсис Бэкон
  • Выбрать время — значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.
    Фрэнсис Бэкон
  • Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    Фрэнсис Бэкон
  • Для молодых людей жены — любовницы; для людей средних лет — спутницы жизни, для стариков — сиделки.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила.
    Фрэнсис Бэкон
  • Древнее время — молодость мира.
    Фрэнсис Бэкон
  • Ибо один из секретов природы и политики состоит в том, что безопаснее менять много вещей, чем одну.
    Фрэнсис Бэкон
  • В природе все доказывает существование следующих двух законов: ничто не делается из ничего и ничто не уничтожается; но собственно так называемое количество или вся сумма частиц материи остается неизменной, не увеличиваясь и не уменьшаясь.
    Фрэнсис Бэкон
  • У нас есть странные и редкие часы, и часы идущие обратно, и вечные… У нас есть и Каморы обмана чувств, где любые чудеса Фиглярства, и Мнимых видений, Мороков и Блазнов… Таковы, о сын, богатства Дома Соломонова.
    Фрэнсис Бэкон
  • Лучшие советники — мертвые.
    Фрэнсис Бэкон
  • Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного.
    Фрэнсис Бэкон
  • Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.
    Фрэнсис Бэкон
  • Деньги — как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.
    Фрэнсис Бэкон
  • Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мы можем столько, сколько знаем.
    Фрэнсис Бэкон
  • Мы не совершили ничего великого, а только сочли незначительным то, что считалось великим.
    Фрэнсис Бэкон
  • Идолы рода, пещеры, рынка, театра.
    Фрэнсис Бэкон
  • Наука не только как жаворонок поднимается в высоту и наслаждается своим пением, но подобно хищной птице умеет так же спуститься вниз и схватить свою добычу.
    Фрэнсис Бэкон
  • Многие идиоты и слабоумные появляются на свет от родителей, предавшихся пьянству.
    Фрэнсис Бэкон
  • Надежда — хороший завтрак, но плохой ужин.
    Фрэнсис Бэкон
  • Богатство — хорошая служанка, но негодная любовница.
    Фрэнсис Бэкон
  • Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями.
    Фрэнсис Бэкон
  • Знание само по себе есть сила.
    Фрэнсис Бэкон
  • Любить и быть мудрым — невозможно.
    Фрэнсис Бэкон
  • Бессмертие животных — в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.
    Фрэнсис Бэкон
  • Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной.
    Фрэнсис Бэкон
  • Молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными проектами, чем заниматься определенным делом.
    Фрэнсис Бэкон
  • Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметно, страсти пятнают и портят разум.
    Фрэнсис Бэкон
  • Наше поведение сродни заразной болезни: хорошие люди перенимают дурные привычки, подобно тому как здоровые заражаются от больных.
    Фрэнсис Бэкон
Читать по теме
Интересные статьи