Аристотель

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, — в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына — 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

  • Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».
  • Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».
  • Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».
  • Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».
  • Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).
  • Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».
  • Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) — то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога. Бог Аристотеля — «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное — увеличение и уменьшение; перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды — категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

 

Факты
  • Жил великий философ около 2400 лет назад.
  • При жизни Аристотель был учителем многих великих людей, включая Александра Македонского.
  • Самого Аристотеля учил не менее известный Платон, который, в свою очередь, сам был учеником знаменитого Сократа. Вот такая вот преемственность.
  • Отец Аристотеля был придворным лекарем одного из македонских царей.
  • Карл Маркс утверждал, что среди всех мыслителей древности Аристотель был величайшим.
  • Задолго до Галилея Аристотель учил, что Земля и Луна имеют шарообразную форму (интересные факты о Луне).
  • Сохранившиеся до наших дней отрывки биографии Аристотеля утверждают, что он перебрался в Афины, когда ему было 17 лет, и прожил там большую часть жизни.
  • Около 70% всех работ и научных трудов Аристотеля были утеряны, и не дошли до наших дней.
  • Именно Аристотель считается основоположником таких наук, как логика и психология.
  • Малоизвестный факт: Аристотель был не просто философом. Он был чрезвычайно сведущ в астрономии, ботанике, биологии, зоологии и других науках.
  • Именно он первым объяснил, почему одни и те же растения лучше цветут в определённых местах.
  • Труд Аристотеля под названием «Поэтика» посвящён его размышлениям о поэзии. Вероятно, великий философ был также литературным критиком, одним из первых в мире.
  • После падения цивилизации Древней Греции многие труды Аристотеля пропали. Их удалось сохранить в основном благодаря индийским, персидским и египетским учёным (интересные факты о древних цивилизациях).
  • Он утверждал, что у Вселенной нет ни конца, ни начала.
  • Аристотель-биолог разделял всех животных на тех, у кого есть красная кровь, и тех, у кого её нет.
  • Многие учёные и историки сходятся во мнении, что именно он был самым умным человеком в истории человечества.
  • Никаких сведений о внешности Аристотеля не сохранилось. Некоторые историки упоминают, что он был всегда ухожен, красиво одевался и страдал некоторыми дефектами речи.
  • Аристотель разбирался в метеорологии, объясняя происхождение молний, ветра и облаков. А землетрясения он считал результатом воздействия «подземных ветров» (интересные факты о землетрясениях).
  • В основанной им школе Аристотель читал лекции ученикам не в помещении, а в саду, во время прогулок.
  • Систематика животного мира по Аристотелю изучалась в школах более 2 тысяч лет, вплоть до 18-го века.
  • Философ полагал, что мыслительным центром человека является сердце, а мозг лишь вырабатывает кровь, необходимую для его охлаждения.
  • Александр Македонский во время своих завоеваний собирал для Аристотеля образцы почв в разных землях, через которые проходили его войска.
  • Известный древнеегипетский царь Птолемей также был одним из учеников Аристотеля.
  • Своё знаменитое собрание лекций «Никомахова этика» философ назвал в честь своего сына Никомаха, погибшего в бою ещё в молодости.
  • Поиск причинно-следственных связей Аристотель считал отдельной наукой.
  • Часть его трудов предназначалась для других учёных и философов, а часть — для широкой и не слишком образованной публики. Таким образом, Аристотель стал одним из первых в истории популяризатором науки.
  • Аристотель принимал участие в Олимпийских играх.
  • Именно он изобрёл «науку о государстве», назвав её «политика».
  • Многие гуманитарные работы Аристотеля используются и в наше время.
  • Весь мир он разделял на четыре царства — человек, животные, растения и неорганические соединения.
Цитаты
  • Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.
    Аристотель
  • Бедность — источник возмущений и преступлений.
    Аристотель
  • Бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее благо объединяет.
    Аристотель
  • Благо — возможности — это власть, богатство, сила, красота.
    Аристотель
  • Благодетели больше питают дружбу к облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние — к оказавшим его.
    Аристотель
  • Благоразумие должно быть чем то средним между распущенностью и бесчувствием.
    Аристотель
  • Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.
    Аристотель
  • Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.
    Аристотель
  • Большая разница, случится ли нечто вследствие чего либо или после чего либо.
    Аристотель
  • Больше всего надо во всем остерегаться удовольствия и того, что его доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно.
    Аристотель
  • Большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они являются друзьями не в том смысле, в каком думают.
    Аристотель
  • Быть смелым — значит считать далеким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.
    Аристотель
  • Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
    Аристотель
  • В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
    Аристотель
  • В отношении к чести и бесчестию обладание серединой — это величавость, избыток именуется, может быть, спесью, а недостаток — приниженностью.
    Аристотель
  • В поэзии предпочтительнее невозможное, но убедительное возможному, но неубедительному.
    Аристотель
  • В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.
    Аристотель
  • Величайшие преступления совершаются из за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.
    Аристотель
  • Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
    Аристотель
  • Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.
    Аристотель
  • Воспитание — лучший припас к старости.
    Аристотель
  • Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
    Аристотель
  • Все замечательные и выдающиеся люди — меланхолики.
    Аристотель
  • Все льстецы — прихвостни.
    Аристотель
  • Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое нибудь знание.
    Аристотель
  • Всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.
    Аристотель
  • Всякая чрезмерность и в безрассудстве, и в трусости, и в распущенности, и в злобности либо звероподобная, либо болезненная.
    Аристотель
  • Высшее благо есть совершенная цель, совершенная же цель сама по себе есть, по видимому, не что иное, как счастье.
    Аристотель
  • Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.
    Аристотель
  • Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия.
    Аристотель
  • Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.
    Аристотель
  • Даже известное известно лишь немногим.
    Аристотель
  • Действительно, всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.
    Аристотель
  • Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.
    Аристотель
  • Деяние есть живое единство теории и практики.
    Аристотель
  • Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности.
    Аристотель
  • Для кого честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.
    Аристотель
  • Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет — у разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье — то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду — в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем нибудь великом и превышающем их понимание.
    Аристотель
  • Добродетель делает правильной цель, а рассудительность — средство для ее достижения.
    Аристотель
  • Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.
    Аристотель
  • Друг всем — ничей друг.
    Аристотель
  • Друг — это одна душа, живущая в двух телах.
    Аристотель
  • Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
    Аристотель
  • Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра.
    Аристотель
  • Женщина — это увечный от природы, изуродованный мужчина.
    Аристотель
  • Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
    Аристотель
  • Жизнь требует движения.
    Аристотель
  • Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
    Аристотель
  • Из всех животных только человек способен смеяться.
    Аристотель
  • Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.
    Аристотель
  • Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
    Аристотель
  • Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.
    Аристотель
  • Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.
    Аристотель
  • Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.
    Аристотель
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
    Аристотель
  • Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.
    Аристотель
  • Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
    Аристотель
  • Как преуспевать ученикам? Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
    Аристотель
  • Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.
    Аристотель
  • Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.
    Аристотель
  • Красота различна для каждого возраста.
    Аристотель
  • Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
    Аристотель
  • Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.
    Аристотель
  • Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.
    Аристотель
  • Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
    Аристотель
  • Лучше то, что труднее.
    Аристотель
  • Любить — значит желать другому того, что считаешь для блага, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему этого благо.
    Аристотель
  • Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.
    Аристотель
  • Люди, наделенные могуществом, используют друзей с разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие, но едва ли одни и те же — и то и другое, ибо могущественных не заботит, чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были бы полезны для прекрасных деяний; напротив, стремясь к удовольствиям, они ищут остроумных, а для выполнения приказаний — изобретательных, но одни и те же люди редко бывают и теми и другими одновременно.
    Аристотель
  • Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
    Аристотель
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение — ради мстящего, чтобы утолить его гнев.
    Аристотель
  • Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
    Аристотель
  • Многое из того, что свойственно демократии, ослабляет демократию.
    Аристотель
  • Многое может случиться между чашей вина и устами.
    Аристотель
  • Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.
    Аристотель
  • Мудрость — это самая точная из наук.
    Аристотель
  • Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела.
    Аристотель
  • Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается; одни и те же вещи и увеличивают, и губят мужество: под действием тех же самых страхов люди становятся и мужественны, и трусливы.
    Аристотель
  • Мужу и жене дружба, по видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать скорее пары, а не государства.
    Аристотель
  • Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
    Аристотель
  • Мышление — верх блаженства и радость в жизни, доблестнейшее занятие человека.
    Аристотель
  • Надежда — это сон наяву.
    Аристотель
  • Назначение (человека) выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения.
    Аристотель
  • Наслаждение общением — главный признак дружбы.
    Аристотель
  • Начало — это, по всей видимости, больше половины всего дела.
    Аристотель
  • Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
    Аристотель
  • Не любит тот, кто не любит всегда.
    Аристотель
  • Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
    Аристотель
  • Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел. Не следует смешивать того, что нам кажется невероятным и неестественным, с абсолютно невозможным.
    Аристотель
  • Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.
    Аристотель
  • Не следует требовать от оратора научных доказательств, точно так же как от математика не следует требовать эмоционального убеждения.
    Аристотель
  • Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они есть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.
    Аристотель
  • Невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели.
    Аристотель
  • Негодование — это скорбь о том, что блага принадлежат недостойному; негодующий огорчится и тогда, когда увидит, что кто то страдает незаслуженно. Завистливый же ведет себя противоположным образом. Его будет огорчать благоденствие любого человека, будь оно заслуженное или незаслуженное.
    Аристотель
  • Неспособный к раскаянию неисцелим.
    Аристотель
  • Несправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому нибудь причиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим.
    Аристотель
  • Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
    Аристотель
  • Никто не любит того, кого боится.
    Аристотель
  • Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
    Аристотель
  • Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями.
    Аристотель
  • Об избрании [на государственные посты] всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные.
    Аристотель
  • Обижают и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.
    Аристотель
  • Общий страх объединяет и злейших врагов.
    Аристотель
  • Одно из условий свободы — по очереди быть управляемым и править.
    Аристотель
  • Одно мужество свойственно начальнику, другое — слуге.
    Аристотель
  • Олигархия разрушается, когда в ней образуется другая олигархия.
    Аристотель
  • Опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего.
    Аристотель
  • Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
    Аристотель
  • От одинаковых причин получаются одинаковые следствия.
    Аристотель
  • Платон — друг, но истина дороже.
    Аристотель
  • Познание начинается с удивления.
    Аристотель
  • Полезное есть благо для человека, а прекрасное есть безотносительное благо.
    Аристотель
  • Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя.
    Аристотель
  • Порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право.
    Аристотель
  • Пословица — сохранившейся обломок древней философии.
    Аристотель
  • Почет больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от того, кому его оказывают.
    Аристотель
  • Поэзия есть удел человека или одаренного, или одержимого.
    Аристотель
  • Преступление нуждается лишь в предлоге.
    Аристотель
  • Привычка — вторая натура.
    Аристотель
  • Привычка находить только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.
    Аристотель
  • Признак знатока — способность научить.
    Аристотель
  • Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются.
    Аристотель
  • Проницательность — это своего рода наитие.
    Аристотель
  • Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность; люди ведь боятся не всех зол… но лишь тех, что могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить.
    Аристотель
  • Раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб.
    Аристотель
  • Разглашать склонны люди обиженные.
    Аристотель
  • Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
    Аристотель
  • Рассудительность противоположна уму, ибо ум имеет дело с предельно общими определениями, для которых невозможно суждение, им обоснованное, а рассудительность, напротив, — с последней данностью, для достижения которой существует не наука, а чувство.
    Аристотель
  • Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.
    Аристотель
  • Расточителен тот, кто тратит на что не надо больше, чем надо, и когда не надо. Скупой, напротив, не тратит, где надо, сколько надо и когда надо.
    Аристотель
  • Революция — дело не пустячное, но происходят они из за пустяков.
    Аристотель
  • Рука есть орудие орудий.
    Аристотель
  • Самое главное при всяком государственном устройстве — устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
    Аристотель
  • Свободно применять свой талант — вот подлинное счастье.
    Аристотель
  • Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более чем в том, чтобы не совершать постыдных.
    Аристотель
  • Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
    Аристотель
  • Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.
    Аристотель
  • Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
    Аристотель
  • Совершенным называется то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области.
    Аристотель
  • Совесть — это правильный суд доброго человека.
    Аристотель
  • Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям и в силу которого они поступают справедливо и желают справедливости.
    Аристотель
  • Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда; поэтому то мы и говорим в виде пословицы: «в справедливости заключаются все добродетели».
    Аристотель
  • Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
    Аристотель
  • Страх определяют как ожидание зла. Конечно, мы страшимся всяких зол, например бесславия, бедности, неприязни, смерти… иного следует страшиться, и если страшатся, скажем, бесславия, это прекрасно, а если нет, то постыдно, и, кто этого страшится, тот добрый и стыдливый, а кто не страшится — беззастенчивый.
    Аристотель
  • Счастье есть совместная полнота трех благ: во первых, душевных, во вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное. Добродетели недостаточно для счастья — потребны также блага и телесные и внешние, ибо и мудрец будет несчастен в бедности, в муке и прочем.
    Аристотель
  • Счастье — на стороне того, кто доволен.
    Аристотель
  • Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.
    Аристотель
  • Терпеть несправедливость лучше, чем делать несправедливость.
    Аристотель
  • Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
    Аристотель
  • Удивление побуждает людей философствовать.
    Аристотель
  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
    Аристотель
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
    Аристотель
  • Худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим.
    Аристотель
  • Человек — единственное живое существо, умеющее смеяться.
    Аристотель
  • Человек — существо, живущее в гражданском сообществе.
    Аристотель
  • Человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
    Аристотель
  • Человек вне общества — или бог, или зверь.
    Аристотель
  • Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
    Аристотель
  • Человек с чувством юмора — это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.
    Аристотель
  • Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.
    Аристотель
  • Честь — это награда, присуждаемая за добродетель.
    Аристотель
  • Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью своим видом доставляющей наслаждение… Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной. Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
    Аристотель
  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
    Аристотель
  • Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых.
    Аристотель
  • Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.
    Аристотель
  • Ясность — главное достоинство речи.
    Аристотель
Читать по теме
Интересные статьи