Пифагор

Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, — то ли по делам, то ли в свадебное путешествие — оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается — в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией.

В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора, исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.

Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело — ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая Школа, — говорил Гермодамас, — твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».

Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самое. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом — другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет — к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии.

Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь.

Перед Египтом Пифагор на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат — властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса — фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» — египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции, принимает посвящение в сан жреца.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь Скончался фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы, их убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и Пифагор.

Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний философии и математике Пифагора…

Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже шестьдесят, он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор создать собственную философскую школу.

Довольно быстро он завоевывает большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой Пифагора.

В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города. Пифагор умело использует знания, полученные в странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.

В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В Золотых стихах Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши.

Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Система обучения была сложной, многолетней. Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и только слушать Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность.

Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.

Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи — суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел.

Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные, что характерно и для некоторых других древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях.

Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения.

Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна?

При суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и плоскости — пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.

Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. Число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.

Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими Нечетное число — оплодотворяющее и, если его сочетать с четным, оно возобладает; кроме того, если разлагать четное и нечетное надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке пустое место, между двумя частями. Поэтому и считают, что одно число свойственно женщине, а другое мужчине. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два. Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».

Четыре числа, составляющие тетраду — один, два, три, четыре —имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько и нечетных.

Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.

Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей Дружественные — числа, каждое из которых — сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.

Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать — чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.

Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже.

После смерти ученого в Метапонте (Южная Италия), куда Пифагор бежал по окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

В новое время, особенно благодаря бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Николай Коперник и Иоганн Кеплер, знаменитый художник и геометр Альбрехт Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.

10 фактов о теореме Пифагора

Пифагоровы штаны — на все стороны равны.
Чтобы это доказать, нужно снять и показать.

Этот стишок известен всем со средней школы, с тех самых пор, когда на уроке геометрии мы изучали знаменитую теорему Пифагора: квадрат длины гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. А вот вам 10 фактов о знаменитой теореме. 

  1. Происхождение штанов понятно: построенные на сторонах треугольника и расходящиеся в разные стороны квадраты напоминали школьникам покрой мужских штанов. Правда, это как посмотреть: средневековые школяры называли эту теорему «pons asinorum», что означает «ослиный мост». 
  2. Книга рекордов Гиннесса называет теорему Пифагора теоремой с максимальным числом доказательств. И поясняет в 1940 году была опубликована книга, которая содержала триста семьдесят доказательств теоремы Пифагора, включая одно предложенное президентом США Джеймсом Абрамом Гарфилдом. 
  3. Теорему Пифагора доказывали через подобные треугольники, методом площадей и даже через дифференциальные уравнения — это сделал английский математик начала двадцатого века Годфри Харди. Известны доказательства теоремы Пифагора, предложенные Евклидом и Леонардо Да Винчи. А Электроник — мальчик из чемоданчика в книге Евгения Велтистова знал целых двенадцать способов, а среди них «метод укладки паркета» и «стул невесты». 
  4. Только одно доказательство теоремы Пифагора нам не известно: доказательство самого Пифагора. Долгое время считалось, что доказательство Евклида и есть доказательство Пифагора, но теперь считают, что это доказательство принадлежит Евклиду. 
  5. К настоящему моменту историки математики обнаружили, что теорема Пифагора не была открыта Пифагором — ее знали в разных странах задолго до древнегреческого философа и математика родом с острова Самос, жившего в VI веке до н.э. 
  6. Крупнейший историк математики Мориц Кантор разглядел папирус из Берлинского музея и обнаружил, что равенство три в квадрате плюс четыре в квадрате равно пяти в квадрате было известно уже египтянам около 2300 года до нашей эры во времена царя Аменемхета I. 
  7. Приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника обнаруживается в вавилонских текстах времен правления царя Хаммурапи, то есть за два тысячелетия до нашей эры. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около VIII века до нашей эры. 
  8. Голландский математик Бартель Ван дер Варден сделал важный вывод: «Заслугой первых греческих математиков, таких как Пифагор, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку». 
  9. «В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,
    Славную он за него жертву быками воздвиг».
    Со слов неизвестного древнего стихотворца легенда о гекатомбе — жертвоприношении ста быков пошла гулять по умам и страницам изданий. Остряки шутят, что с тех самых пор все скоты боятся нового. 
  10. Сам Пифагор никогда не носил штанов — в те времена греки их не знали.
Факты
  • По мнению Пифагора, числа были основой всего сущего. Он учил своих последователей, что мир контролируется математическими гармониями, составляющими реальность. Более того, эти числа почитались как боги. У пифагорейцев каждая цифра и их последовательность имела сакральный смысл: 7 было числом мудрости, 8 — правосудия, а 10 считалось числом высшего порядка.
  • Отец Пифагора не был образованным человеком. Он был обычным камнерезом.
  • Восемнадцатилетним юношей Пифагор покинул родной остров. Спустя несколько лет, проведенных в путешествиях и во встречах с мудрецами из разных краев, прибыл в Египет. В его планы входит обучение у жрецов, постижение древних премудростей. В этом ему помогает рекомендательное письмо Самосского тирана Поликрата к фараону Амасису (интересные факты о Египте).
  • Именно Пифагор первым пришёл к мысли о том, что Земля имеет форму шара.
  • Пифагор принимал участие в Олимпийских играх, где не раз побеждал в кулачном бою.
  • В Египте учёный провёл целых 22 года, после чего на 12 лет перебрался в древний Вавилон.
  • Как религиозный новатор, Пифагор создал тайное общество, целью которой было очищение души и тела. Пифагор считал, что душа человека после смерти переселяется в других живых существ до тех пор, пока не искупит грехов и вернется на небо.
  • Последователи Пифагора были настолько вдохновлены его учением, что готовы были пойти на пытки, лишь бы не выдать его секреты.
  • В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрел 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими женами и детьми образовали громадную школу.
  • Первые упоминания о жизни Пифагора стали известны лишь после того, как прошло 200 лет со дня его смерти.
  • Собственная школа Пифагора включала в себя три направления: политическое, религиозное и философское.
  • Во время одного из мятежей в Самосе, согласно древнегреческому историку Порфирию, Пифагор погиб. По одной из версий, наиболее вероятной, ему было 80, по другой — 90 лет.
  • Пифагор — это на самом деле прозвище, а не имя.
  • Некоторые исследователи полагают, что знаменитая формула «штанов Пифагора» была им попросту позаимствована в Вавилоне у халдейских жрецов.
  • Первая прочитанная лекция привлекла к Пифагору сразу 2 000 учеников. Вскоре они объединились вокруг учителя вместе с семьями.
  • В поведении отличался «демонстративностью» и «мистификацией».
  • Увлекался спортом, побеждал в кулачном бою на Олимпийских играх.
  • Придумал специальную кружку, которая заставляла пить только в ограниченных количествах. Сегодня она продается на Родосе, Самосе и Крите как сувенир.
  • 10 — любимое число Пифагора. Он вообще придавал числам особенное значение и полагал, что в них отражено абсолютно все в мире.
  • Пифагор считал, что нельзя употреблять пищу животного происхождения. Он верил, что в животных переселяются души людей. Соответственно, употребление пищи животного происхождения можно приравнять к каннибализму.
  • Пифагор утверждал, что в прошлой жизни он был одним из воинов, которые сражались за Трою.
  • Одевался довольно необычно для своего времени и страны: носил штаны, широкие белые одежды и золотую диадему на голове.
  • Как и современные веганы, Пифагор считал, что нельзя употреблять пищу животного происхождения. Он верил, что в животных переселяются души людей. Соответственно, употребление пищи животного происхождения можно приравнять к каннибализму. По данным от других античных авторов, Пифагор ограничивал себя только в некоторых видах мяса. Кроме того, его учение гласило о непринятии любого кровопролития.
  • Пифагорейцы верили, что рациональные числа помогают объяснить устройство Вселенной. Но один из членов союза, Гиппас, открыл золотое сечение, которое опровергало один из ключевых принципов в работах Пифагора, и математик, согласно одной из версий, убил его.
  • Трактатов Пифагор не писал. Трактат составить из устных наставлений для народа невозможно, а книге доверить оккультное тайное учение для избранных нельзя было.
  • Письменных работ Пифагора не осталось. О его достижениях можно судить только по устным преданиям.
  • Вступая в школу Пифагора, людям приходилось отказываться от своего имущества.
  • Одевался Пифагор необычно для своего времени и страны: носил штаны, широкие белые одежды и золотую диадему на голове.
  • В честь Пифагора был назван один из астероидов (интересные факты об астероидах).
  • Согласно одной из легенд, знаменитую теорему Пифагор добыл как выигрыш: он поспорил с неизвестным математиком о том, кто кого перепьет, и выиграл. Математик отдал свиток с теоремой Пифагору и сказал, что человек, который владеет этим свитком, будет известным не одно тысячелетие.
  • Пифагор великолепно играл на лире.
  • Пифагорейцы верили в сверхъестественные способности своего лидера. Они считали, что он может говорить с животными и помнит свои прошлые жизни.
  • Последователи Пифагора действительно верили, что он был полубогом. Они называли его «божественным Пифагором» и всерьёз доказывали людям, что его отцом был один из олимпийских богов.
Цитаты
  • Бедность не добродетель, а уменье переносить бедность — вот добродетель.
    Пифагор
  • Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
    Пифагор
  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
    Пифагор
  • Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
    Пифагор
  • Лесть подобна оружию, нарисованному на картине, она доставляет приятность, а пользы никакой.
    Пифагор
  • Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.
    Пифагор
  • Пьянство есть упражнение в безумстве.
    Пифагор
  • Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.
    Пифагор
  • Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных.
    Пифагор
  • Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.
    Пифагор
  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
    Пифагор
  • Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.
    Пифагор
  • Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
    Пифагор
  • Боги, говорят жрецы, скоро раскаялись, что сотворили человека. Мы равномерно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил богов.
    Пифагор
  • Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
    Пифагор
  • Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность.
    Пифагор
  • Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.
    Пифагор
  • Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.
    Пифагор
  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
    Пифагор
  • Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе.
    Пифагор
  • Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.
    Пифагор
  • Говори мало, пиши еще менее.
    Пифагор
  • Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.
    Пифагор
  • Гражданин без собственности не имеет отечества.
    Пифагор
  • Делай великое, не обещая великого.
    Пифагор
  • Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.
    Пифагор
  • Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.
    Пифагор
  • Повинующийся разуму повинуется богам.
    Пифагор
  • Если спросят: что есть древнее богов? Ответствуй: страх и надежда.
    Пифагор
  • Если спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой.
    Пифагор
  • Если спросят: что есть добродетель? Ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.
    Пифагор
  • Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.
    Пифагор
  • Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
    Пифагор
  • Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.
    Пифагор
  • И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.
    Пифагор
  • Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
    Пифагор
  • Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.
    Пифагор
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
    Пифагор
  • Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждой.
    Пифагор
  • Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.
    Пифагор
  • Молчи или говори то, что лучше молчания.
    Пифагор
  • Мудрый! Будучи обязан жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с ней.
    Пифагор
  • Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
    Пифагор
  • На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены только до первого случая.
    Пифагор
  • На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.
    Пифагор
  • Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы.
    Пифагор
  • Научитесь познавать людей: познание людей удобнее и нужнее, нежели познание богов.
    Пифагор
  • Начало есть половина всего.
    Пифагор
  • Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.
    Пифагор
  • Не будь членом ученого общества: самые мудрые, когда они составляют общество, делаются простолюдинами.
    Пифагор
  • Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит ее во зло.
    Пифагор
  • Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.
    Пифагор
  • Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.
    Пифагор
  • Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.
    Пифагор
  • Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
    Пифагор
  • Не поднимайте пыли на жизненном пути.
    Пифагор
  • Не почитай знания за одно с мудростью.
    Пифагор
  • Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами.
    Пифагор
  • Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.
    Пифагор
  • Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, они никогда не размышляют.
    Пифагор
  • Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.
    Пифагор
  • Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.
    Пифагор
  • Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
    Пифагор
  • Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.
    Пифагор
  • Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, в особенности юность.
    Пифагор
  • Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.
    Пифагор
  • Поле свое обрабатывай собственными руками, не оставляй его возделывать твоим невольникам: для земледелия необходимы руки свободного человека.
    Пифагор
  • Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.
    Пифагор
  • Предоставь жрецам исследовать естество богов; ты же занимайся познанием человеческого сердца.
    Пифагор
  • Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
    Пифагор
  • Прежде всего не теряй самоуважения!
    Пифагор
  • Прежде всего прочего удерживай язык свой.
    Пифагор
  • Старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем, прежде чем заснуть, спроси себя: «Что я сделал?»
    Пифагор
  • Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли.
    Пифагор
  • Природа едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой, она есть Божество богов.
    Пифагор
  • Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам.
    Пифагор
  • Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни — дружба.
    Пифагор
  • Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?»
    Пифагор
  • Вечером, слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости есть молчание.
    Пифагор
  • Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.
    Пифагор
  • Собака есть изображение друга.
    Пифагор
  • Совесть да будет единственным твоим божеством.
    Пифагор
  • Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.
    Пифагор
  • Статую красит вид, а человека его деяния.
    Пифагор
  • Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.
    Пифагор
  • Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.
    Пифагор
  • Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
    Пифагор
  • Тело свое не делай гробом своей души. Упившись вином, не приступай к святому делу деторождения.
    Пифагор
  • Хорошие и красивые люди живут на земле не для того, чтобы отдыхать и развлекаться, а чтобы помогать своим ближним.
    Пифагор
  • Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.
    Пифагор
  • Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
    Пифагор
  • Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.
    Пифагор
  • Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
    Пифагор
  • Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
    Пифагор
Читать по теме
Интересные статьи